Если вдруг неизвестно почему вы все еще считаете, что работа мерчендайзера – ящики с грузом со склада в торговый зал таскать, то пора снять пелену с глаз.
Мерчендайзер это не грузчик, он –профессионал широкого профиля, а вот специализация его деятельности и нагрузка могут очень сильно варьироваться.
И это совсем не товароведение, которому в советские времена учили в институтах народного хозяйства. Это достаточно новая, в меру престижная и иногда очень хорошо оплачиваемая работа.
Высшее образование – не обязательно
Сейчас, чтобы стать мерчендайзером, высшее образование не нужно, в вузах тонкостям этой профессии все равно пока не учат. А если работодатель требует корочку, то это зачастую лишь его амбиции. Это работа, которая при определенных личных качествах способна дать резкий карьерный скачок, и уже потом нацелить человека на получение профильного высшего экономического образования. При этом годы карьерного роста и самостоятельного зарабатывания денег не будут упущены.
Если брать ранний вариант вхождения в профессию, то достаточно будет получить в школе аттестат о полном среднем образовании и сдать только обязательные ЕГЭ. Чтобы на этой базе получить знания о мерчендайзинге – для этого достаточно пройти тренинги или обучающие курсы.
Самый выгодный вариант такого обучения – непосредственно в торговой компании.
При желании можно выбрать старт в профессии с умом – с самой низкооплачиваемой позиции, но в крупной корпорации, торговой сети или компании.
Специфика работы и товаров у каждой компании собственная, потому чаще всего им выгодно обучить молодого специалиста с полного нуля, оплачивая его образование, и постепенно подталкивать его вверх по карьерной лестнице, давая все большую нагрузку и ответственность, соответствующие личным качествам того или иного сотрудника.
О личных качествах будущего мерчендайзера
Конечно, чтобы стать счастливчиком, бодро шагающим по карьерной лестнице, необходим определенный склад:
- высокая скорость мышления, сообразительность, умение и готовность работать в режиме многозадачности;
- хорошая обучаемость и стремление к росту;
- здоровая амбициозность, настойчивость, энергичность, умение работать на результат;
- организованность, дисциплина, ответственность;
- работоспособность, физическая выносливость;
- стрессоустойчивость, выдержка, умение наладить контакт с очень разными людьми:
- готовность к поездкам и ненормированному графику;
- позитивное мышление, умение улаживать конфликты.
Конечно, это идеальный портрет человека, которого любой работодатель с радостью возьмет на работу, будет опекать, продвигать и растить в коллективе как перспективного в будущем маркетолога.
В реальности чаще всего молодые люди, сразу после школы стремящиеся к финансовой независимости, столкнутся в работе мерчендайзером с трудностями, однако стоит помнить, что все они преодолимы.
Тяжелый труд или светлые перспективы
Самая большая сложность в том, что труд, когда ноги кормят, требующий высокого нервного напряжения и физической выносливости, часто ценят гораздо меньше, чем стоило бы. Работодатели зачастую обесценивают работу своих мерчендайзеров, гасят в них искру креатива придирками и проверками, нагружают лишними обязанностями, не видя в них потенциальных руководителей своей же компании.
Конечно, это несправедливо, ведь мерчендайзер в современной системе оптовых и розничных продаж – начальное и ключевое звено в каждой торговой компании или производстве. Это сложная работа, но профессионал высокого уровня в мерчендайзинге – крайне востребованный человек.
Крупные корпорации и компании, которые умеют ценить хороших работников, готовы будут оплачивать обучение, предоставлять соцпакет и медполис ДМС, оплачивать амортизацию автомобиля и топливо, мобильную связь, не скупиться на бонусы, премии, повышение зарплаты и продвижение по карьерной лестнице.