Найти тему
Ильза Валиахмет

Alma-mater

С 1979 года по 1983 год я училась в городе Стерлитамаке в Стерлитамакском Химико-Технологическом техникуме на химика-технолога неорганического синтеза.

В нашей группе учились в основном девушки и 6 юношей. Я ходила с Шаймухаметовой Альфией, она была со Стерлитамака, жила рядом с кож. заводом в частном доме, я к ней заходила.

Девочки группировались: русские с украинками, татарки-башкирки и отдельно германки: Риттер и Роттермель.

В первый год своей учебы я встречалась с Дягулевым Виктором, марийцем, он был такой хозяйственный, в квартире у нас с мамой прибил полки в стенном шкафу, маме очень нравился. Он тоже был из Стерлитамака, часто приезжал ко мне в Салават.

Альфия встречалась с Тофиком, его после 1 курса отчислили.

Виктор Дягулев был старостой группы и покрывал мои прогулы. Был очень спортивным, занимался греблей на байдарках и коноэ и йогой, плечи у него были огромные и при этом он был гибким.

Я в техникум ездила каждый день из города Салавата, мне выделили койко-место в общежитии, я сбежала с общаги, когда ко мне стали приставать молодые люди с общежития.

Виктор Дягулев в конце 1 курса вместе с друзьями взрывали что-то в лесу и ему раздробило руку, его положили в больницу, я к нему приезжала.

На 2 курсе я с ним уже не встречалась. Виктора Дягулева сняли со старост и быстренько взяли в помощники милиционеров. Он ходил по вечерам и ловил нарушителей правопорядка и примерно каждые полгода ходил весь перебинтованный со сломанной рукой или ногой, а однажды даже со сломанной челюстью, была сессия, а он ничего не мог сказать, ему зачеты ставили автоматом.

Я в техникуме сидела вместе с Альфией Шаймухаметовой, она была лидером у татарок-башкирок.

Я часто пропускала уроки, то автобусы не ходят - непогода, пурга, то настроения ехать нет. Приезжаю один день, а мое место рядом с Альфией занято Шариповой.

Тогда я села с юношами. Я писала лабораторные работы, они делали, а после у меня переписывали.

Загрузили меня переводами с английского, обещали мне чертежи сделать за это и не сделали.

Моя мама, Фина Габдулловна, работала инженером-конструктором СМЗ города Салавата, чертила мне всю ночь чертежи и я, наверное, пару начертила, с утра говорит мне: иди, получай 5, - мне поставили 4, со словами: Можешь же, когда хочешь.

Я домой приезжаю и говорю маме:

- Мама, тебе 4 поставили.

Мне нравилась учительница по КИПиА, контрольно-измерительные приборы и аппараты, она говорила: слушайте меня, в учебниках ничего не найдёте.

Мы писали конспекты по всем предметам.

Она еще философствовала, говорила, что на зарплату учителя можно или хорошо одеваться или хорошо есть, учительница одевалась хорошо.

Учитель Математики однажды выгнал меня с урока. Я все задания выполняла раньше всех и дальше разговаривала с девушками со следующей парты, отвернувшись от учителя. Математик:

- Габдуллина, встань в угол.

Я пошла, встала. Математик у доски пишет задачу, никто не может решить, я с угла вслух подсказываю решение. Математик:

- Габдуллина, вон из класса.

Я вышла, пошла на 3 этаж, влетает моя одногруппница Степанова и рассказывает, что математик поворачивается, видит, что меня нет и спрашивает:

- Где Габдуллина?

Все:

- Вышла.

И математик послал за мной одногруппницу.

После этого я скопировала в тетрадь по математике на последнем листе "Мадонну" Петрова-Водкина и когда математик проходил мимо открыла эту страницу.

Мадонна Петрова-Водкина, из интернета.
Мадонна Петрова-Водкина, из интернета.

Он покраснел и больше ко мне не придирался и я меньше разговаривала.

На 1 курсе был учитель физики, после он у нас преподавал Сопромат. Он мне рассказывал, что девушки перед экзаменами пишут формулы по физике на ногах и на экзамене списывают формулы, отодвигая юбку.

Мы ездили осенью на сбор урожая картофеля в деревню Талалаевку, на 1 курсе. Одногруппница Наталья Григорьева напилась и целовалась с парнем на улице среди бела дня, их растащили, она почти разделась, её потащили в школу, где мы проживали.

После уже в Стерлитамаке в техникуме было собрание и наша Классная руководительница говорит:

- Какой позор!

И тут я встаю и говорю, что это личное дело каждого, если он не на учебе и не на сборе картофеля, то может заниматься, чем хочет.

После меня учительница по Органической химии и не взлюбила - подруга нашей Классной.

Прихожу я на курс Органической химии, меня вызывают к доске после 1 урока, а я не готовилась, там же впереди буква А. Рассказала, что запомнила с первого урока, учительница:

- Садись, 2, это тебе за колхоз.

Я, правда, в колхозе картофель собирала вместе с остальными, было сыро, мятое ведро и я кидала картофель двумя пальцами в ведро, не надрывалась, учительница: ты, наверное, также учишься.

И после этого у нас с учительницей началась "борьба", я учу, она не вызывает, только один день пропущу - она вызывает.

Однажды вызвала и говорит:

- Решай задачу, о молях в реакции.

А учительница во 2 школе города Салавата нас хорошо научила решать задачи.

Я решаю, учительница:

- Садись, 2, я вчера объясняла, как это решать.

Начала решать а у нее ответ в задачнике не сходится, а у меня сходится. Я вышла к доске и решила задачу.

После этого учительница по Орг. Химии отправила меня на Олимпиаду по Орг. Химии, я там 2 место заняла и мне за это 5 поставили, а годовую 4. Учительница мне сказала:

- Я сама на 5 не знаю.

Мужчины с нашей группы после диплома стали все Начальниками смен, а девушки после техникума стали лаборантами на хим. производствах.