В жизни каждого человека семья занимает особое место. Ребенок растет в семье, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. И хотя родители как центр ориентации и идентификации отступают в подростковом и юношеском возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Так семья остается ведущим институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности ребенка.
В последнее время отмечается некоторое падение воспитательной роли семьи; в стране происходят серьезные изменения условий формирования личности, наблюдаются сложные условия экономической и политической нестабильности, происходит ломка традиционных ценностей, и поэтому проблема влияния семьи на процесс становления личности носит актуальный характер. Предложенный вариант программы для родителей и детей, направлен на поиск совместных решений, сближения двух миров – столь близких, взаимозависимых, но не всегда мирно сосуществующих.
Еще хуже ситуация – когда у ребенка нет семьи, он имеет статус «сироты». Что такое сиротство – это своего рода труднейшая жизненная ситуация, из которой предстоит найти выход. Но одному ребенку не справится в силу разных причин, поэтому учитель, который оказался рядом – это возможность исправить свою жизнь, убрать с помощью учителя
негативные последствия «трудной жизненной ситуации». Что ждет таких детей – сирот, детей из неполных семей, чьи родители не занимаются воспитанием ребенка? Низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и психотропных средств.
Работа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены как на оздоровление условий школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности ребенка из неполной семьи, сироты, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников. В своей работе мы использовали программу «Мы вместе!» (автор – Малагина М.А.)
Целью программы «Сможем вместе!» является адаптация младших школьников из неполных семей (в особенности – неблагополучных), сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование у них навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей среды, сохранения семейных ценностей по формированию здорового образа жизни; формирование личностных нравственных качеств у учащихся? Организация социальной защиты прав детей, создание благоприятных условий для развития ребёнка, соблюдение прав.
Задачами программы «Мы вместе!» является следующее:
1. Информационно-просветительская работа с целью профилактики асоциальных явлений по пропаганде здорового образа жизни.
2. Обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.
3. Развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим,
4. Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения.
5. Прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе
6. Пробудить и прививать интерес и способности к творчеству, его прикладным видам, научить организации творческих контактов.
Содержание программы предполагает работу учителя начальных классов с детьми 4 класса. Направления работы программы следующие: работа с родителями, работа с учащимися, формирование здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей, профилактика вредных привычек (употребления ПАВов, табакокурения, алкоголя, наркотиков), профилактика правонарушений, пропаганда здорового образа жизни, создание ситуации успеха для детей асоциального поведения, сформировать личную и социальную компетентность детей, развить у них позитивное отношение к себе и к окружающему обществу, укрепить и развить чувство самоуважения, способность критически мыслить, чувство ответственности.
Таблица 1
Тематический план программы «Мы вместе!»
Тема Цель Количество часов Форма проведения
Раздел 1. Диагностические мероприятия для родителей
Сбор банка данных Оценка родителями своих взаимоотношений с ребенком. 45 мин.
Оценка родителями своих
взаимоотношений с ребенком. Получение информации о субъективной семейной ситуации исследуемого родителя. 45 мин.
Выполнение проективной методики «Семейная социограмма» Получение информации о межличностных семейных отношениях.
Диагностические мероприятия для детей
1. Выполнение кинетического
рисунка семьи Получение информации о субъективной семейной ситуации исследуемого ребенка. 45 мин. Групповое тестирование
2. Выполнение проективной
методики «Семейная социограмма» Выявление положения ребенка в системе межличностных семейных отношений.
3. Заполнение психологом бланка
коммуникативных навыков ребенка Определение уровня сформированности коммуникативных навыков ребенка. Индивидуальная беседа
Раздел 2. Практические занятия для детей и родителей
Занятие № 1
1. Разминка Упражнения:
«Помнишь мое имя?», «Символ»,
«Меняемся местами».
2. Основная часть Упражнения:
«Фигуры», «Сиамские близнецы»,
«Тень».
3.Завершение группы. Упражнение
«Клубок». Знакомство, повышение уровня доверия между участниками. Сотрудничество родителя и ребенка. 1,5 часа Групповая (родители совместно с детьми)
Занятие № 2
1. Разминка Упражнения:
«Снежный ком», «А я еду!».
2. Основная часть Упражнения:
«Родители и дети», «Слепой»,
«Мозговой штурм. (Афоризмы о
семье)».
3. Завершение группы. Упражнение
«Волшебная палочка». Повышение групповой сплоченности. Сотрудничество родителя и ребенка. 1,5 часа Групповая (родители совместно с детьми)
Занятие № 3
1. Разминка Упражнения: «Лобное
место», «Путаница», «Найди себе
пару».
2. Основная часть Упражнения:
«Слепое слушание», «Что говорит
тебе кукла?», «Построение».
3. Завершение группы. Рефлексия,
получение обратной связи. Сотрудничество родителя и ребенка. Диагностика тревожных состояний. 1,5 часа Групповая (родители совместно с детьми)
Занятие № 4
1. Разминка
Упражнения: «Комплименты»,
«Кричалки – шепталки - молчалки»,
«Дыхание доброго животного». Сотрудничество родителя и ребенка. Выявление уровня самостоятельности ребенка. Выявления 1,5 часа Групповая (родители совместно с детьми)
2. Основная часть Упражнения: «Водитель», «Мне нравится», «Мозговой штурм (Ты остался один дома)». 3. Завершение группы. Упражнение «Подарки». уровня волевой регуляции ребенка.
Занятие № 5
1. Разминка
Упражнения: «Снежный ком»,
«Передай предмет», «Что можно
сделать с предметом?».
2. Основная часть Упражнения:
«Похвастайся мамой (папой)»,
«Семейный портрет».
3. Завершение группы. Упражнение
«Лобное место». Сотрудничество родителя и ребенка. Диагностика внутрисемейных отношений. 1,5 часа Групповая (родители совместно с детьми)
Занятие № 6
1. Разминка
Упражнения: «Поздороваемся
частями тела», «Паровозик я +
хороший».
2. Основная часть Упражнения:
«Совместное творчество»,
«Поссорились», «Коллаж семьи».
3. Завершение группы. Упражнение
«Аплодисменты». Сотрудничество родителя и ребенка. Актуализация ценности семьи. 1,5 часа Групповая (родители совместно с детьми)
Занятие № 7
1. Разминка Упражнения: «Я и мама
(папа)», «Имитатор».
2. Основная часть Упражнения:
«Держи дистанцию», «Скульптура»,
«Покрывало».
3. Завершение группы. Рефлексия,
получение обратной связи. Сотрудничество родителя и ребенка. Исследование психологической дистанции в семейных отношениях. Выявление внутрисемейной волевой структуры. 1,5 часа Групповая (родители совместно с детьми)
Занятие № 8 1. Разминка
Упражнения: «Я + ты»,
«Согласованность действий».
2. Основная часть Упражнения:
«Репортер», «Семейные заповеди»,
«Мне кажется, что мы похожи».
3. Завершение группы. Рефлексия,
получение обратной связи. Сотрудничество родителя и ребенка. Исследование семейных ценностей и традиций. 1,5 часа Групповая (родители совместно с детьми)
Раздел № 3. Занятия для родителей (Повышение уровня родительской компетенции)
Занятие № 9
«Я-высказывания»
1. Разминка
Упражнения: «Недетские запреты»,
2. Основная часть Мини лекция
«Ты-сообщения», «Я-сообщения».
3. Практическая часть. 1. 1. Понять психологическое различие между «Я-высказыванием» и «Ты-высказыванием». 2. Освоить навык «Я-высказывания». 1,5 часа Групповая (только родители)
Формулирование «Я-сообщений». 2. Проигрывание ситуаций с использованием «Я-сообщений» 4. Завершение группы. Упражнение «Солнце любви»
Занятие № 10
«Активное слушание»
1. Разминка Упражнения: «Лучшее
воспоминание детства». Обсуждение
домашнего задания.
2. Основная часть Мини лекция
«Правила активного слушания».
Упражнения: «Выслушай другого»,
«Слушай чувства».
3. Завершение группы. Рефлексия,
получение обратной связи. Знакомство с приемами активного слушания, развитие навыков активного слушания. 1,5 часа Групповая (только родители)
Занятие № 11
«Поощрения и наказания»
1. Разминка Упражнение:
«Ассоциация».
2. Основная часть Упражнение:
«Яркое негативное воспоминание
детства, связанное с наказанием
родителями». Обсуждение
домашнего задания. Заполнение
анкеты: «Методы воздействия на
ребенка».
Мини лекция «Каталог негативных
эффектов типичных родительских
реакций (по Т. Гордону)».
3. Завершение группы. Мини
лекция «Основные принципы
использования поощрений и
наказаний» Знакомство с принципами использования поощрений и наказаний и каталогом негативных эффектов типичных родительских реакций (по Т. Гордону). 1,5 часа Групповая (только родители)
Раздел № 4. Завершающий этап
Занятие № 12
Завершение группы.
1. Разминка. Упражнение:
«Любимые игры».
2. Основная часть Упражнения:
«Если бы». 3. Диагностическая
часть.
4. Завершение группы. Подведение
итогов, награждение грамотами,
вручение фотографий. Подведение итогов. Заключительная диагностика. Вручение грамот и фотографий. 1,5 часа Групповая (родители совместно с детьми)
На занятиях мы использовали различные формы упражнений, тренинги и т.д. для примера приведем занятие № 1, остальные занятия находятся в приложении 1.
Занятие №1 (совместно дети с родителями)
Тема: Знакомство
Инструментарий: жетоны с именами участников, листы (формат А4) на каждого участника, фломастеры, ручки, небольшая мягкая игрушка (символ группы), веревка (1 м.), несколько веревок (50 см.)
Перед началом работы имеет смысл познакомить участников с целью программы, ее задачами, прояснить организационные моменты, обсудить правила группы.
Правила группы.
Тренер вводит правила группы и обсуждает их с участниками тренинга.
Конфиденциальность (секретность) происходящего в группе.
Говорим только от себя и о себе («Я-высказывания»).
Доверительный стиль общения. Обращение по имени ко всем участникам, включая ведущего (10 мин).
1. Разминка.
Упражнение ««Помнишь мое имя?»» (участники сидят в кругу).
Инструкция: В начале игры каждый из участников получает жетон, на который записывает свое имя. Ведущий обходит всех участников с коробкой, куда каждый кладет свой жетон, громко называя свое имя. Жетоны перемешиваются и ведущий вновь обходит аудиторию. Теперь каждый из участников должен вспомнить, кому принадлежит тот жетон, который он достает из коробки. (10 мин).
Упражнение «Символ» (участники сидят в кругу)
Инструкция: «Нарисуйте личный символ, который характеризует ваш характер. Это может быть что угодно – животное, птица, насекомое и т. д. Затем объясните, почему вы выбрали именно этот символ. (5 мин)
Упражнение «Меняемся местами» (участники сидят в кругу, тренер стоит в центре круга).
Инструкция: «Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: водящий в центре круга (в данный момент - я) предложу
поменяться местами всем тем, кто обладает каким-то признаком (например, все, кто в брюках). Моя задача занять одно из пустующих мест. Кто остается без места становится водящим. Итак, меняемся местами …(10 мин)
2. Основная часть.
Упражнение «Фигуры» (участники стоят в кругу).
Цель: Сплочение команды. В ходе данной игры можно отследить многие моменты важные для тренинга, направленного на совместное взаимодействие. Например, роли участников, динамику группы и т. д. (15 мин.)
Инструкция: 1. «Для выполнения следующего упражнения нужно, чтобы вся группа встала в круг. Возьмите в руки веревку и встаньте так, чтобы образовался правильный круг. Теперь закройте глаза и не размыкая их, постройте квадрат. Использовать можно только устные переговоры. Когда вы посчитаете, что задание выполнено, дайте мне знать.»
«Сейчас я предложу вам в таких же условиях построить другую фигуру. Сможете построить ее за более короткое время? Хорошо. Предлагаю повторить эксперимент. Закрываем глаза. Ваша задача построить равносторонний треугольник.»
Обсуждение упражнения:
Как вы считаете, вам удалось выполнить задание?
Что мешало, а что помогало построить фигуру?
Упражнение «Сиамские близнецы» (пара - родитель и ребенок)
Цель: Получение опыта совместной работы, диагностика умения согласовывать свои действия. (15 мин)
Инструкция: «Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д.» Чтобы «третья» нога действовала «дружно», ее можно скрепить либо веревкой, либо
резинкой. Кроме того, близнецы могут «срастись» не только ногами, но спинами, головами и др.
Упражнение «Тень» (участники разбиваются на пары родитель-ребенок).
Цель: развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности, умения подстраиваться под другого.
Инструкция: Один (родитель) - путник, другой (ребенок) – его тень. Путник идет через поле, а за ним, через 2-3 шага сзади, его тень. «Тень старается, точь в точь, скопировать движения путника. Через некоторое время участники меняются ролями (10 мин)
Обмен чувствами, впечатлениями.
3. Завершение группы.
Упражнение «Клубок» (участники сидят в кругу)
Цель: Сплочение группы, фиксация основных достижений тренингового занятия.
Инструкция: каждый участник по очереди, передавая клубок и одновременно разматывая его, говорит о своих чувствах, том, что понравилось, запомнилось, было неожиданным. Ведущий выступает последним, резюмирует, подытоживает день, настраивает на позитивное мышление. (10 мин.)