Переговоры закончились, президенты разъехались, журналисты отстрелялись. Можно перевести дух и спокойно взвесить результат встречи.
Она проходила 16 июня 2021 в Женеве на вилле Ла Гранж. Четыре с половиной часа президенты разговаривали сначала в узком составе - с главами внешнеполитических ведомств и переводчиками, а потом и в широком, с участием всех членов делегаций.
Судьбоносных прорывов не произошло, да их никто и не ожидал, и наш канал в том числе. Об этом мы писали ещё в конце весны в статье "О чем будут говорить В.В.Путин и Д. Байден?". Но позитивные последствия все же есть.
По первому блоку переговоров, посвященному двусторонним отношениям определился хоть и небольшой, но конкретный результат. Действительно "разгребание завалов", как и предлагал С.В.Лавров в Рейкьявике, началось с дипломатов.
Вскоре оба посла - и Анатолий Антонов, и Джон Салливан, - вернутся в возглавляемые ими диппредставительства. А наш МИД приступит к консультациям с Госдепом США по всему комплексу взаимодействия в дипломатической сфере.
Второй блок по глобальной стратегической стабильности выкристаллизовался в совместное заявление президентов. Центральным его пунктом стала фраза
Сегодня мы подтверждаем приверженность принципу, согласно которому в ядерной войне не может быть победителей и она никогда не должна быть развязана.
Это не пустые слова, ибо согласно действующей ядерной доктрине 2018 года (Nuclear Posture Review), США провозгласили свое право наносить ядерный удар не только в ответ на ядерное нападение противника, но и на любое другое, включая кибератаки. А их автором традиционно априори назначается Россия.
И это вместе с выходом США из ДРСМД в 2019 году приблизило человечество к ядерной войне. Что ж, совместное заявление в три абзаца позволяет если не вздохнуть с облегчением, то хоть немного расслабиться.
А третий блок переговоров, посвященный региональным конфликтам, вылился просто в обмен мениями. Но и это было полезно, ибо президенты услышали друг друга. А главное - они пообщались спокойно, без угроз, обвинений и оскорблений, характерных для американского политического стиля последних лет.
И это можно считать главным позитивным результатом. Конечно, не разрядка и не перезагрузка. Просто первая попытка отскока от дна, на котором находились российско-американские отношения до саммита.
Спасибо за лайки и подписки!)