- Слушай, Чунг, а ты историю своей страны знаешь? – Юрка хлопнул китайца по плечу.
- Знаю, - кивнул тот, - ты же своей знаешь?
- Учил в школе, - улыбнулся Юрка, - и про Китай немного помню. Расскажи по подробнее.
- Тебе это правда, интересно? – прищурился китаец.
- Конечно, соседи, как ни как, - кивнул Юрка.
- Ну, слушай тогда, - китаец поёрзал на сиденье, устраиваясь поудобней, и посмотрел в окно.
- Китайская нация, как и любая другая состоит из множества народностей. Перечислять я их вам не стану, названия вам ни чего не дадут, а язык сломаете, - усмехнулся китаец.
- Первые государственные образования, как говорят учёные, появились в плодородной долине реки Хупнхэ. Потом стали появляться и в других долинах. Жившие там люди выращивали чумизу, разводили свиней. Позднее появился ячмень, пшеница. Из животных козы, коровы, овцы.
Разрастаясь и окрепнув, государства начинали воевать с соседями. За новые земли. Мелкие государства постепенно подчинялись сильным соседям. Так возникла первая государственная крупная царская династия Шан – Инь. Иньцы к тому времени уже имели свою письменность и бронзовые орудия труда и войны. И свой лунный календарь. У них были даже боевые колесницы.
- Сами придумали или с Востока взяли? – хмыкнул Юрка.
- Скорей всего сами додумались, - Чунг пожал плечами, - письменность – то своя была. Ни на какую другую не похожа.
- Вот что интересно, так это, как они такую сложную письменность придумали? – крутнул головой Юрка. – Это ж как надо запомнить все эти чёрточки и палочки? И каждая что – то ведь значит?
- Они запоминают это с детства, - усмехнулся Виктор. – На Руси, кстати, тоже каждая буква имела своё ведическое назначение. Не зря букварь ведами звали.
- То есть ведать, что означает буква? – хмыкнул Юрка.
- Так же как и у китайцев, - кивнул Виктор. – Вон Чунг тебе подтвердит. Для тебя какой – то их символ, набор чёрточек, а китаец тебе целую речь скажет, что там написано.
- Подтверждаю, - кивнул Чунг - Письменность, принятая в Европе и России сегодня, не имеет, как бы это правильно сказать? - Чунг пощёлкал пальцами. – Духовной основы что – ли? Нет, скорее, смыслового багажа. Буквы, стали просто буквами. Да, из них составляют слова, из слов предложения. И только на уровне слов и предложений появляется что – то, что несёт смысловое понятие. Где – то вот так, наверное. А китайский алфавит ещё не разоружён пока. Хотя уже идёт в стране насаждение английского. Особенно в том же Гонконге.
- Ну, это понятно, Гонконг был английской колонией столько лет, - хмыкнул Юрка. – А английский по любому завоюет мир, интернет – то весь на нём.
- Ты не отвлекай со своим английским, что дальше было? – цыркнул на Юрку Иван.
- Дальше? - Чунг нахмурился. – А дальше, как и везде. Воевали. Мелкие княжества очередной сильный князь объединял в большое государство. Начинался прогресс. Если после его смерти не оставался такой же сильный наследник, то государство распадалось опять на мелкие княжества. И снова начинались меж ними войны. Страдал в первую очередь народ. Тормозилось развитие.
- Что вот так всё время и воевали? – хмыкнул Юрка.
- Почти. А в Европе, что не так было? Или в той же России?
- Приблизительно, - кивнул Юрка. – Власть нужна одним, а страдают за неё другие и, как правило, те, кому она на хрен не нужна.
- Это точно, - кивнул Иван.
- Наконец, в третьем веке до нашей эры, западный правитель Цинь, объединил под своим началом все тогдашние китайские царства. Отобрал у населения оружие. И переселил в свою столицу царских родственников других мелких правителей.
- Зря он это сделал. Иметь змеиный клубок под боком? – покачал головой Иван, - чревато.
- Наоборот, правильно, - дёрнул головой Юрка. – Все под наблюдением и на виду.
- Вот именно, - улыбнулся Чунг. – Раньше родственники получали в своё так сказать кормление землю и крестьян. Поэтому были как бы независимы. Что и порождало междоусобные войны. Теперь же император просто содержал их. А административными областями государства управляли назначаемые сановники. Которых император мог сместить в любой момент, если тот вдруг провинился.
- То есть не стало неприкасаемых? – усмехнулся Юрка. – Логично.
- Вот именно, - кивнул Чунг. – Этим исключались войны меж царских отпрысков. Кроме того, при Цине было начато строительство общей китайской стены на севере. Для защиты от беспокойных соседей кочевников.
- А до него стену разве не строили? – Юрка сдвинул брови.
- Строили. Но защищались, как правило, друг от друга.
- Неужели строительство этих стен приносило пользу? – усмехнулся Иван.
- Ну, с учётом того, что местность в тех краях сильно гористая, то приносило. Если меж гор поставить стену метров в пять и перекрыть долину, как думаешь, польза будет?
- Наверное, будет, - засмеялся Иван, - воевали – то пешком и копьями с луками, наверное? А перекрыв дорогу колесницам и всё, ты не победим.
- Вот именно, - кивнул Чунг. – Правда средств и человеческих жизней это строительство стоило не меряно, - он скривился. – Но правители не хотят показывать свои промахи.
- А что была другая альтернатива стене? – хмыкнул Юрка.
- Наверное, нет, - пожал плечами Чунг. – Но народу – до стратегии правителя наплевать. Он родственников терял. И думал сейчас, а не о будущем.
- Ну да, у нас говорят, своя рубаха к телу ближе, - кивнул Юрка.
- В правление Цин, в стране провели несколько хороших дорог от столицы в разные концы государства. В первую очередь в стратегических целях.
- Чтобы войско быстро перебрасывать, наверное? – хмыкнул Юрка.
- Это в первую очередь разумеется, - кивнул Чунг.
- И что, долго продержались твои Цинь? – усмехнулся Иван.
- Увы, не долго. После смерти самого Цинна, опять начались войны. Теперь уже меж военноначальниками Циня и старыми царскими родами.
- И чей же род победил на этот раз?
- Победил на этот раз один из военноначальников и основал династию Хань, вновь объединив Китай в единое государство.
- Всё - таки получается, что каждая новая власть могла продержаться лишь при жизни своего правителя, так? – дёрнул щекой Юрка.
- Получается, что так, - кивнул Чунг. – Каждый новый правитель провозглашал свою династию. И редко кто продолжал традиции предшественника. Как правила старое ломали, новое вводили.
Особенно это касается религии. Первая массовая религия в Китае была ещё до Цинь, это конфуцианство. Цинь, строивший все свои реформы на основах легизма с казарменной дисциплиной и жестокими наказаниями провинившихся, преследовал конфуцианцев, предавая их казни и сжигая их сочинения — за то, что они смели выступать против установившегося в стране жесточайшего гнёта. После Циня была взята на вооружение иная философия — восстановленное и реформированное конфуцианство, которое стало господствующей официальной идеологией вместо дискредитировавшего себя легизма с его жёсткими нормами и бесчеловечной практикой. Именно с этого времени берёт своё начало китайская конфуцианская империя.
- Смотри, почти как у нас, - хмыкнул Юрка. – Сначала типа идолопоклонники, потом христиане. И что дальше? Лучше жить стали?
- Смотря кто? - Чунг пожал плечами. – Народ всегда плохо жил, при любой религии.
- Вот именно, - усмехнулся Иван. – Не зря у нас говорят: «на Бога надейся, а сам не плошай!»
- Ну, ты только не отрицай влияние религии на массы, - помахал пальцем Юрка. – Если б она не помогала правителям народ гнобить, то те быстро бы её ликвидировали, как класс, - он засмеялся. – Ленин не зря говорил, что религия опиум для народа.
- Я это и не отрицаю, - пожал плечами Иван. – Ты не перебивай вон лучше.
- Не смотря на частую смену власти и войны, развитие продолжается. Китайцы знакомятся с соседями. Прокладывается знаменитый «Шёлковый путь» в страны Средней Азии. А из Индии в Китай проникает буддизм. И находит тут много сторонников.
- Слава Богу, что ни ислам, - усмехнулся Юрка. – А то, мир бы не пережил столько исламистов.
- В начале IV века уже нашей эры, Китай подвергается нашествию кочевников — гуннов. Весь Северный Китай был захвачен кочевниками, которые создали здесь свои царства, так называемые шестнадцать варварских государств Китая. Значительная часть китайской знати бежала на юг и юго-восток, основанное там государство получило название Восточная Цзинь. Кочевники приходят волнами, одна за другой, и после каждой из этих волн в Северном Китае возникают новые царства и правящие династии. В это время, с одной стороны, происходит варваризация образа жизни оседлых китайцев — разгул жестокости, произвола, массовых убийств, нестабильности, казней и бесконечных переворотов. А с другой стороны, пришельцы-кочевники активно стремятся использовать китайский опыт управления и китайскую культуру для стабилизации и упрочения своей власти. Мощь китайской конфуцианской цивилизации в конечном счёте гасит волны нашествий варварских племён, которые подвергаются китаизации. К концу VI века потомки кочевников практически полностью ассимилируются с китайцами.
- Круто, - дёрнул подбородком Юрка. – Получается, что всех пришельцев типа перемололи и съели без остатков?
- Получается так, - хмыкнул Чунг. – Пришельцы в основном кто были? Кочевники неграмотные. А тут видели города, засеянные поля и скот в загонах. Верхушка получала великолепные дворцы.
- Мда, соблазн комфорта победил, - усмехнулся Иван. – Дворец лучше, чем кибитка. Даже если она и устлана лучшими лисьими шкурами.
- Дворцы дворцами, - поморщился Чунг, - но если твой народ голодает, то дворцы не спасут. А в долинах Хуанхэ, Янцзы и других южных рек, уже тогда получали по два урожая риса в год. Так что господство правителя держалось не только на войске.
- Рис, тоже китайцы открыли? – спросил Влад.
- Считается, что вьетнамцы, а там кто его знает? – пожал плечами Чунг.
- Не обошли Китай стороной и монголы, - Чунг криво усмехнулся. - До XIII века монголы являлись частью большой степной общности, которую китайцы называли «татарами». Их предшественники — раннемонгольские группы и народы, одним из которых были кидани, представляли собой степных кочевников, разводивших лошадей и рогатый скот, кочевавших от пастбища к пастбищу и организованных в небольшие родоплеменные коллективы, связанные общностью происхождения, языка и культуры. Покорив соседние народы Южной Сибири, Чингисхан в 1210 пошёл войной на чжурчжэней и в 1215 взял Пекин.
- Так вот откуда у них был порох и опыт взятия городов? – стукнул кулаком себе по ладони Юрка, - У китайцев научились. Да?
- Скорей всего, - кивнул Чунг. – До этого они не брали города. Их в степи просто не было. А после Китая, монгольское войско прошло мечом и огнём по Средней Азии. Разорив тамошние государства.
- А там тоже хватало городов и крепостей. Так что опыта было, где набраться, - скривил губы Юрка. – Поэтому они так смело на Русь ломанулись.
- В монгольском войске было много китайцев, - кивнул Чунг. Вы из истории сами знаете, что они брали к себе воинов всех покорённых народов.
- И те воевали. Да ещё как, - поморщился Иван. – Тогда патриотизм был ещё не в моде.
- После покорения Китая монголами, на службу новой власти привлекаются кидани, чжурчжэни, тюрки и даже европейцы — в частности, в это время Китай посещает венецианский купец Марко Поло. Считается, что он познакомил Европу с Китаем.
- Для не познавшей захватчиков Европы, они были загадочные, наверное? – усмехнулся Юрка. – Шёлковые ткани, фарфор, чай, специи?
- Китай в этот период не был суверенным государством и представлял собой неотъемлемую часть Великой Монгольской империи. Тяжёлый экономический, политический и национальный гнёт, установленный монгольскими феодалами, сдерживал развитие страны. Множество китайцев было обращено в рабство. Земледелие и торговля были подорваны. Не выполнялись необходимые работы по поддержанию ирригационных сооружений, дамб и каналов, что привело в 1334 к чудовищному наводнению и гибели нескольких сот тысяч человек. Великий Китайский канал был заброшен во время монгольского господства. Народное недовольство новыми правителями вылилось в мощное патриотическое движение и восстания, которые возглавили руководители тайного общества «Белый лотос». Прообраз сегодняшней так называемой «Триады», - поморщился Чунг.
- Так вон, откуда она взялась? – хмыкнул Юрка. – Точно по той поговорке: начали во здравие, кончили за упокой. Однако?
- А что ты хочешь? – скривился Иван. – В Италии ихняя мафия тоже начиналась как борьба за освобождение от захватчиков. Структура видно серьёзная получилась, вот главарям и жалко было бросать.
- Структура действительно очень серьёзная, - кивнул Чунг. – Полная секретность. Жёсткая дисциплина. Ну и неминуемое возмездие за предательство или случайные ошибки, принесшие вред организации. И заметьте, не только виноватому, но и всей родне.
- Партизаны блин, - сплюнул в окно Юрка.
- В результате длительной борьбы в середине XIV века монголы были изгнаны. К власти пришёл один из руководителей восстания — сын крестьянина Чжу Юаньчжан, основавший государство Мин. Китай вновь стал независимым государством.
- Мне вот до сих пор не понятно, - крутнул головой Юрка. – Было Великое Монгольское государство. Считай от Тихого океана и до самой Европы. В Индии монголы ведь тоже побывали?
- И что? – обернулся Иван.
- И то. Где оно? Куда исчезло? Если сами монголы о Чингисхане только в двадцатом веке узнали. И заметь от нас.
- И что? – хмыкнул Иван.
- И то. Были очень удивлены такой своей историей, - усмехнулся Юрка.
- Ничего удивительного не вижу. Обыкновенная деградация. То же наблюдается и в Африке. Когда – то и там были мощные царства – государства. Где они?
- Ну и почему наступает эта самая твоя деградация?
- Очень просто, - Иван пожал плечами, - лучшие уходят на завоевание чужих земель. И там или погибают или остаются пользоваться завоёванным. Дома кто остаётся? Правильно, трусы, больные, слабые здоровьем. Они и продолжают потом народ на месте старого обитания.
- Всё у тебя просто, - засмеялся Юрка. – Считай, я поверил. Что дальше было, Чунг?
- Дальше было становление и развитие нового государства династии Мин. Китайский флот, состоящий из нескольких десятков крупных океанских джонок, за период совершает несколько морских экспедиций в Юго-Восточную Азию, Индию и к восточному побережью Африки. Не принеся Китаю никакой экономической выгоды, экспедиции были прекращены, а корабли — разобраны.
- Ну, это полный маразм, - засмеялся Юрка. – Сами себя флота лишили. И что выиграли?
- Проиграли, - скривился Чунг. - В XVI веке происходит первая попытка усилившейся Японии вторгнуться в Китай и Корею. В это же время в Китай проникают европейцы — португальцы, испанцы, голландцы. В 1557 Португалия овладела на правах «аренды» китайской территорией Аомынь. В Китае появляются и христианские миссионеры — иезуиты. Они привезли в Китай новые инструменты и механизмы — часы, астрономические приборы, наладили здесь производство огнестрельного оружия. В то же время они занимаются доскональным изучением Китая.
- Ну, куда уж без них? – усмехнулся Иван, - папские разведчики. – Принесли крест и огнестрельное оружие. Я уже лучшего ни чего не жду.
- В это время активизируются северные соседи империи Мин, маньчжуры. Там появляется своё государство, и оно начинает теснить Китай. Борьба против маньчжурских захватчиков продолжается долго, но ослабленный внутренними распрями Китай не в силах противостоять хорошо вооружённому и организованному войску. Последний оплот сопротивления — Тайвань захвачен маньчжурами в 1683. Китай, таким образом, утратил государственный суверенитет и стал неотъемлемой частью другого государства — маньчжурской империи Цин.
- Не удивлюсь, что европейцы и там оставили свой след, - хмыкнул Юрка.
- Маньчжурская династия в империи Цин правила с 1645 по 1911год. В руках маньчжурской знати находились высшие органы власти и руководство армией. Смешанные браки были запрещены, и, тем не менее, маньчжуры быстро китаизировались, тем более что, в отличие от монголов, они не противопоставляли себя китайской культуре. А наоборот брали всё лучшее на вооружение. Например, маньчжурские императоры были буддистами, а в этике — конфуцианцами, управляя страной по древним законам. Китай под властью династии Цин в XVII—XVIIIвв. развивался достаточно интенсивно. К началу XIX века в империи Цин насчитывалось уже около 300 млн человек — примерно в пять раз больше, чем на той же территории в среднем на протяжении предыдущих двух тысяч лет. Демографическое давление привело к необходимости интенсификации сельскохозяйственного производства при активном участии государства. Маньчжуры обеспечили покорность китайского населения, но при этом заботились о процветании экономики страны и благосостоянии народа.
- Потому народ и множился, что войн не было, - усмехнулся Юрка. – Так?
- Наверное, ты прав, - кивнул Чунг. - Правители государства Цин проводили политику изоляции Китая от внешнего мира. Европейская колонизация почти не затронула империю. Католические миссионеры играли заметную роль при императорском дворе до конца XVII века, после чего христианские церкви были постепенно закрыты, а миссионеры — высланы из страны. В середине XVIII века была ликвидирована торговля с европейцами, за исключением одного порта в Кантоне. Опорным пунктом иностранной торговли оставался остров Макао, находившийся под контролем португальцев. В первые два столетия цинской династии Китай, закрытый от повседневных контактов с внешним миром, проявлял себя как сильное независимое государство.
- Всё правильно, заокеанских учителей не было, нормально и развивались, - засмеялся Юрка. – Я прав?
- Может быть? – пожал плечами Чунг. - В империи Цин любые официальные представители иностранных государств рассматривались исключительно как представители вассальных государств — реальных или потенциальных.
- Ну, это они конечно уже перегнули, - засмеялся Юрка. – Хотя, если помогало, почему бы и нет?