Найти в Дзене
Igor Karpov

Оптимизация медицины за последние 10 лет. "Достижения" в области здравоохранения эффективного менеджмента.

Десять лет назад, в 2010 году, в России началась реформа здравоохранения. Ее тогда называли оптимизацией, и отвечала за нее Татьяна Голикова – бывший министр здравоохранения. Сейчас она занимает должность вице-премьера и возглавляет оперативный штаб по борьбе с коронавирусом.

Реформа здравоохранения началась в 2010 году, когда был принят закон об обязательном медицинском страховании. По идеи правительства РФ,  реформа заключалась в «оптимизации расходов» за счет закрытия неэффективных больниц, повышения зарплат работникам и расширения использования высокотехнологичных медучреждений. (* аналогичные меры начали принимать еще в 2003–2005 годах, как бы подготавливая такую реформу). В результате «оптимизации», как подсчитали в 2017 году эксперты Центра экономических и политических реформ (ЦЭПР), на основании данных Росстата, в период с 2000 по 2015 год количество больниц в России уменьшилось в два раза — с 10,7 тыс. до 5,4 тыс. Количество поликлиник за тот же период снизилось на 12,7% — до 18,6 тыс. учреждений. Специалисты тогда отмечали, что в случае сохранения таких темпов закрытия больниц (примерно 353 ежегодно) к 2021–2022 годам количество медучреждений в стране упадёт до трех тысяч, то есть уровня Российской империи в 1913 году. По мнению Центра экономических и политических реформ, если правительство РФ не пересмотрит кардинально модель здравоохранения и не откажется от проводимой «оптимизации», медицина России в обозримом будущем имеет все шансы превратиться в «здравозахоронение» и навсегда потерять шанс приблизиться по качеству к стандартам  развитых стран.

В 2012-м, вернувшись в президентское кресло, Путин подписал "майские указы" – велел платить врачам больше.

Это привело к тому, что после выхода "майских указов" начались сокращения. Так, с 2013-го по конец 2019 года, по данным Росстата, младших медработников стало меньше в 2,5 раза – их количество сократилось с 687 тысяч человек до 265 тысяч; среднего персонала – почти на 10% – с почти 1,5 миллиона человек до 1,3 миллиона; а врачей – на 2,2% – с 578 тысяч человек до 565 тысяч. Отдельно стоит отметить врачей-инфекционистов, их по сравнению с началом медицинской реформы стало на 10% меньше, эпидемиологов – почти в полтора раза. Смертность от инфекций, напротив, выросла на десятую долю процента.

-2

Видимо, наверху ужаснулись результатам собственной «оптимизации», проводимой в последние годы. Так, согласно докладу Центра экономических и политических реформ, только с 2000 по 2015 год число российских больниц сократилось почти вдвое — с 10,7 до 5,4 тысяч. Число больничных коек на 10 тысяч населения сократилось с 115 до 83,4. Число поликлиник снизилось с 21,3 до 18,6 тысяч. Еще меньше их стало за последние четыре года.

Особенно плохи дела в провинции. Всего 17,5 тысяч населенных пунктов не имеют никакой медицинской инфраструктуры. Причем, более 11 тысяч из них располагаются на расстоянии свыше 20 километров от ближайшего медучреждения.

Удивляет однако то, что бороться с последствиями развала здравоохранения будут те же самые люди, которые и довели отрасль до такого положения.

По мнению заместителя гендиректора Национального центра кардиологии, бывшего главного специалиста по профилактической медицине Департамента здравоохранения Москвы Наны Погосовой, в наибольшей степени от неудачной оптимизации пострадала провинция.

10-летней реформой в области здравоохранения власти остались недовольны.

Деcять лет оптимизации российского здравоохранения привели к провалу, именно так охарактеризовал ситуацию Владимир Путин летом прошлого года.

"Пациенты справедливо жалуются на плохие условия, очереди к врачам-специалистам и их нехватку. Медицинские работники, в свою очередь, недовольны уровнем заработной платы и высокой нагрузкой", – сказал тогда он.

31 октября 2019 года, в Светлогорске, Калининградской области прошло выездное заседание Госсовета РФ, на котором обсудили проблемы отечественного здравоохранения. Неожиданно для многих, прежде всего для тех, кто отвечает за здравоохранение, президент Путин подверг жесткой и справедливой  критике реформу здравоохранения. Удивляет только одно: почему Путин, который и санкционировал в 2010 году  проведение реформы здравоохранения в России, только спустя 9 лет, вдруг «осознал», что  эта реформа провалилась?....

-3

Президент РФ неожиданно очнулся от медицинского анабиоза или комы, в которой он пребывал на протяжение 9 лет, и учинил разнос чиновникам от медицины за их провальную «реформу здравоохранения»! Хорошо что проснулся! И на том спасибо....

А ответственные за реформу лица, которые все эти 9 лет, не щадя ни своих сил, и не жалея народных денег,, всё проводили и проводили революционную  «оптимизацию» реформы здравоохранения, вдруг тоже «очнулись от комы» и стали каяться, - вернее просто поддакивать президенту...

Вице-премьер Антон Силуанов, он же министр финансов, который все эти годы финансировал «оптимизацию» здравоохранения,  совершенно  неожиданно прозрел и заявил:  «Тема не решалась годами., Необходима модернизация поликлиник, районных больниц, которые в плохом, если не сказать ужасном, состоянии».

Министр здравоохранения Вероника Скворцова вдруг "прозрела" и заявила на всю страну,что медицинскую инфраструктуру «системно никто не трогал с конца 50-х годов».

Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/society/03/11/2019/5dbecba99a79470b57a29e69