Добро пожаловать в Сибирь - край снегов и тайги! В советское время любили и умели снимать про него кинокартины. Часто они были основаны на книгах писателей-сибиряков, как две из тех, что я предлагаю вспомнить сегодня.
"Пора таежного подснежника" 1958 г.
Весна 1920 г. Бурятия. Красноармейцы добивают белогвардейские отряды, остатки их стремятся уйти в Маньчжурию.
Воет на скале среди тайги одинокий волк. Словно затравленные волки выезжают из леса к бурятскому селу двое всадников-офицеров, оба из местных. Один из них уверенно стучит в дверь, он - дома. Отец обнимает сына, плачет от радости мать. Гостя тоже принимают с уважением.
"Довелось и мне посмотреть на сына своего племянника, а я уж думала и не увижу. Ты посмотри-ка на сына! Одежда-то сверкает золотом. Большим начальником стал Гылык" - говорит старуха с трубкой. Офицер спрашивает жену, Дынсему. Жена, оказывается, спит в телятнике, видно семья не считает ее ровней.
Мужу это не нравится, но он не приводит женщину в дом, остается ночевать в телятнике. Наутро в семье происходит, по словам соратника Гылыка, "маленькая революция". Дынсема из положения прислуги переходит в качество младшей хозяйки, а за нею в дом проникает и ее брат-подросток, приехавший с выпаса.
Мальчик явно жил впроголодь и чувствует себя неуверенно. Гылык спрашивает, как ему работается табунщиком, много ли волков и узнает, что к селу движется отряд вооруженных людей, наверняка красноармейцев.
Отряд, и правда, уже на подходе, в нем есть командир-бурят, русский комиссар, русская девушка-санитарка, остальной состав - половина на половину. Столкновения старого порядка с новым не избежать.
Замечательный, достоверный, национально-колоритный фильм. Динамика сюжета, психологизм и проработанность образов персонажей - на высоте. Природа, животные, быт - все очень естественно и прекрасно показано.
Картина не штампованная, реалистичная. Красноармейцы - не ангелы. Один из них лезет обниматься к чужой жене и отстает только поставленный на место комиссаром. Гылык - не злодей. При всей неприязни к Советам, не гордится службой у семеновцев и жалеет, что так начал отношения с Дынсемой, хотя наворотил, конечно, немало.
Почему эта картина редко показывалась даже в советское время - не представляю! Наград у нее хватает. Первый фильм режиссера Ярополка Лапшина, снявшего "Угрюм-реку", "Приваловские миллионы", "Демидовых", можно сказать, специалиста по Сибири.
В роли Дынсемы - дочь китайского коммуниста и русской Валентина (Ван-Хан-Чинь) Дагбаева, актриса, комсомолка, просто красавица.
"Жестокость" 1959 г.
Эта история начинается в тайге, по которой на легких лыжах бежит в своей приметной монгольской лисьей шапке Венька Малышев, двадцатилетний сотрудник уголовного розыска Дударинского уезда.
Сейчас зима 1922 г. Разгромлен Колчак, разбиты силами ОГПУ крупные белогвардейские отряды. Остались мелкие банды из местных. Они прячутся, поскольку следы видны на снегу. Даже знаменитый Воронцов, бывший колчаковский поручик, объявивший себя "императором всея тайги", где-то затаился.
Выбежав к дороге, Венька останавливает проезжающего мимо в санях мужика, чтоб подвез. Тот, прикидывая с кем имеет дело, сначала называет попутчика "вашим благородием", потом - "товарищем комиссаром".
Между осторожным сибирским мужичком и представителем новой власти завязывается спор о Воронцове, держащем в страхе окрестности в более удобные времена года. Мужик уверен, что Воронцова и Советская власть боится, Венька - в том, что они с товарищами поймают его непременно.
Зимнее затишье не радует Якова Узелкова, корреспондента губернской газеты, приехавшего в глубинку в поисках свежих новостей. Губернский папарацци ищет сенсацию и высокомерно подавляет своей образованностью дударевских милиционеров, совсем молодых ребят. Оказывается, и в 20-е годы прошлого века уже были такие журналисты.
Воронцова, конечно, поймают, только заплачено за это будет дорогой ценой. Чистый идеалист Венька, своей искренностью и справедливостью нашедший подход к арестованному Лазарю Баукину, невольно станет соучастником чужого предательства.
Осознание того, что власть, которую Малышев представляет, не всегда идет честным путем, сломает мир его идеалов, Узелков добавит последний удар и прозвучит выстрел. Комсомолец, работник советского угрозыска застрелится в нэпманском ресторане.
И одноименная повесть Павла Нилина, и фильм, поставленный по ней, по-моему, - просто шедевры. Актуальность образов героев и нравственных проблем, поднятых в сюжете, к сожалению, не угасает. Все мы приходим в этот мир идеалистами и, рано или поздно, сталкиваемся с царствующими в нем конформизмом и несправедливостью.
Оправдывает ли благая цель средства и действительно ли благие цели движут теми, кому ты доверяешь, каждому приходится решать самому.
Ни в фильме, ни в повести я недостатков не вижу вообще, а о достоинствах можно говорить бесконечно. Поэтому скажу только о двух образах, двух ролях: Венька Малышев (Георгий Юматов) и Лазарь Баукин (Борис Андреев). Благодаря игре этих артистов, представить героев повести другими - невозможно.
Еще здесь играет Николай Крючков, в нечастой для его амплуа, отрицательной роли. Очень хорошие песни.
"Конец Любавиных" 1971 г.
Снова зима 1922 года. В окрестностях сибирской деревни Баклань тоже хозяйничает банда, но опасаться им нечего - глушь. Вся Советская власть - один председатель, да и тот из тех приспособленцев, что лезут в начальство, чтоб не работать. Бандитов знает, да не трогает, многие из местных, и они его не трогают, а то хуже кого поставят.
Жгут сельсоветы, школы, избы-читальни, а крепкие хозяева снабжают и поддерживают их . Емельян Любавин, как раз, - крепкий хозяин. В банде у него старший сын - Макар, злой и рисковый. Младший, Егор, - спокойный, немного тугодум, о делах родни знает, но политикой мало интересуется.
Он страстно влюблен в Марью Попову, первую на деревне красавицу из бедной семьи. Этот сильный и видный парень ухаживать не мастер. Никак не решается сказать избраннице о своих чувствах. Марья-то, конечно, поняла почему он ходит за ней по пятам и подарил банку леденцов. Егор ей тоже нравится, но должен же он сам что-нибудь сказать!
Из уезда в Баклань приезжают уполномоченные по народному образованию, Родионовы: старый партиец Василий Платонович и его племянник Кузьма, по официальной причине - организовать постройку школы. Школу построить старший Родионов и правда хочет, но главное задание у них от ОГПУ: выяснить, кто в деревне связан с бандитами.
Председатель ставит их к себе на постой. Хозяйская дочь, Клавдия, сразу кладет глаз на Кузьму, а тот в любовных делах умелый как Егор Любавин, тем более, что, посещая с дядей крестьянские дома, увидел Марью. Просто глаза разбегаются у парня от местных бойких красавиц.
Картина поставлена по мотивам романа Василия Макаровича Шукшина "Любавины". Смотреть ее лучше до чтения книги, потому что сюжет значительно урезан.
Материал богатый, тут тебе и розыск, и перестрелки, и страсти. Натура в фильме красивая: тайга, снег, крепкие сибирские пятистенки со ставнями и глухими заборами, деревенские гулянки и вечерки с гармонями и балалайками.
Актеры тоже подобраны хорошо: девушки, парни - кровь с молоком, есть кому достойно представить сибирский народ. Старшее поколение: Емельян Любавин - Георгий Жженов, старший Родионов - Вацлав Дворжецкий, председатель -Николай Парфенов, главарь банды Закревский - Армен Джигарханян, кузнец Байкалов - Роман Филиппов.
Ну просто все для хорошего многосерийного фильма про Сибирь вроде "Угрюм-реки" (разумеется, советской) или "Вечного зова", но - не сложилось. Однако, и то, что есть, посмотреть интересно. Играют естественно, драматично, помимо названных, много других хорошо проработанных персонажей второго плана.
Надеюсь, что вы посмотрите эти фильмы и они вам понравятся. Если обзор был вам полезен, читайте предыдущий:"В песках Таджикистана, степях Казахстана и горах Восточной Бухары": 3 забытых советских фильма о басмачах.