Художница MARA о формировании ее художественного стиля, «радостном» искусстве и планах на будущее.
С чего начался твой творческий путь и как ты пришла к своему стилю?
Я всегда много рисовала, закончила художественную школу, а затем университет. Думаю, что мой стиль начал формироваться во время обучения на графического дизайнера. Уже тогда в своих работах я часто затрагивала тему природы и животного мира. К этому располагала атмосфера, – университет находился на острове с красивыми видами, бухтами, скалами, дикими животными. По окрестностям острова часто бегали лисы, весьма разные, были и летучие мыши.
После окончания университета я поняла, что дизайн не даёт такого простора для творчества, который мне необходим. Спустя пару лет творческих поисков после переезда в Москву, я, наконец, пришла к своему стилю. Когда я закончила первую картину из серии, то сразу поняла: это оно! Показателем того, что работа удалась, даже в эскизном варианте, для меня служит чувство беспредельной радости от результата. Такое чувство никогда не подводит.
А что тебя вдохновляет на создание работ?
Идеи для картин приходят спонтанно: меня может вдохновить какая-то фраза из книги или, например, японская гравюра, причем идея будет совершенно противоположная изображению или фразе. Даже не знаю, как это работает. Но чаще образ просто появляется у меня в голове, когда я и не думаю об эскизах. Обычно я сразу пытаюсь зарисовать их пальцами в заметках на телефоне. Выходит просто ужасно и никому, кроме меня, непонятно. Затем уже делаю полноценный эскиз карандашом, и, если для идеи нужна определенная поза, – ракурс изображения героини, – то делаю фотографии.
Если говорить подробнее про технику исполнения твоих работ, чему больше всего уделяешь внимание?
Для меня очень важно гармоничное построение композиции. Это я ставлю на первое место, поэтому сначала детально прорабатываю эскиз в карандаше, после расчерчиваю его на квадраты и таким образом переношу на холст. Я пишу картины маслом, преимущественно на холстах большого размера, от 1 метра. Это достаточно трудоемкий процесс, поэтому над картиной работаю долго.
На второе место я ставлю цвет. Никогда не делаю эскизы в цвете – сразу мысленно представляю готовую картину. Мне нравятся чистые, яркие цвета, почти никогда их не смешиваю. Считаю, что так они лучше передают атмосферу и настроение, в котором пребывают герои. Героинь картин я пишу не только кистями, но и руками. Так я делаю их фигуры более обтекаемыми, менее живописными и менее реалистичными. Они и не должны быть похожими на настоящих – они из другого мира.
Расскажи про своих героинь, кто они?
Я изображаю героев и героинь работ достаточно обезличено. Так они отражают общий образ славянской культуры, лесного духа. Их глаза закрыты, и они смотрят внутрь себя. Они одновременно и во сне, и в реальности. Я не изображаю героинь в одеждах, чтобы не привязывать их к определенной эпохе, времени и месту. Они являются частью мира, им нечего стыдиться, не от чего защищаться, нечего скрывать, как и животным, как и самой природе. На них только яркий русский платочек, стойкий и не теряющий форму.
У меня есть пара картин, на которых изображены матрешки. Они едины с детализированными героинями, лишь упрощены в разной степени. Для меня образ матрешки символичен. Она – это многогранность русской красы, правда в правде – маленькая в большой, это необъятность, это бесконечность, скрывающаяся под каждым новым слоем, такая же, как и в нас самих.
Некоторые картины наполнены природными элементами, а девушки изображены с животными, почему?
Меня невероятно вдохновляет русская природа, русский лес. Мне кажется, нет ничего более магического, чем ночной лес. От его аромата просто кружится голова. Я хотела бы жить в бесконечном лесном лете. Помимо природы, меня вдохновляют, очаровывают и дают мне ощущение счастья животные. Они настолько органичные, красивые, смешные и честные – можно многому у них поучиться. У меня две кошки, и иногда я вдохновляюсь их позами для изображения лесных зверей.
Я рада, что сейчас отношение к животным меняется, что все больше людей отказываются от мяса и меха. Я сама стала вегетарианкой в 7 лет, когда ещё даже не знала такого слова. Своим искусством я бы хотела привлечь внимание людей к тому, что животные так же, как и мы радуются, любят, боятся, страдают, что у них есть душа.
Есть ли у твоих работ проблематика? К чему еще ты хотела бы привлечь внимание людей своим творчеством?
В картинах я избегаю излишней провокации и дерзости, поэтому надеюсь, что мои работы вызывают исключительно благость и любовь. Своим искусством я хочу подарить людям свободу радости, чувственности и сопереживания. Погрузиться в мир, который не прошлое, и не будущее – а мимолетное настоящее. И пусть каждый сам выбирает, как ему видеть сюжеты. Забота о природе, жизнь в гармонии с ней и с самим собой – это темы моих работ, они же и формируют проблематику. В наше время, если делать «радостное» искусство, есть риск поймать ярлык ДПИ (декоративно-прикладное искусство – прим. ред.). К счастью, я не боюсь рисковать и буду продолжать свою художественную миссию.
Над чем ты сейчас работаешь? И как видишь развитие своей карьеры в ближайшем будущем?
Сейчас я всецело поглощена новыми работами, немного отошла от «славянской» тематики и экспериментирую с необычными оттенками, масштабами холстов. Боюсь, что очередной новый холст не пролезет в дверной проем квартиры, и придется творить прямо в подъезде. А хранение картин дома – это отдельная история, особое искусство. Мне кажется, квартира, в которой пишутся и хранятся работы – это уже не квартира, а скорее мастерская.
В будущем я планирую заниматься разносторонней художественной деятельностью: картинами, скульптурой, инсталляциями… На данный момент разрабатываю свой мерч. Это необычный опыт, но мне нравится.
Что бы ты хотела сказать читателям?
Я считаю, что каждому человеку необходимо творить и создавать, независимо от сферы деятельности. Сварить чашку хорошего кофе или провести интересную беседу – это тоже искусство. Главное, делать это осознанно и находиться в моменте.