Накануне старта новой кампании по выборам депутатов Государственной Думы 8 созыва Партия пенсионеров хочет напомнить избирателям, к чему привело игнорирование наших справедливых требований, сформулированных еще в 2016 году. Как известно, в то время Партии пенсионеров не удалось добиться своего присутствия в высшем представительном органе законодательной власти: по решению Центризбиркома, Партии было отказано в заверении ее списка кандидатов в Госдуму по одномандатным округам и из федерального списка были исключены 42 человека. Повод для решения ЦИКа позднее был признан Конституционным судом РФ неконституционным.
Ровно пять лет тому назад Партия пенсионеров заявила в качестве одной из важнейших задач работы парламента – решительное противодействие попыткам представителей финансово-экономического блока Правительства РФ и поддерживающих его депутатов повышать фискальную нагрузку на пенсионеров и иных социально незащищенных категорий граждан. Мы требовали отказаться от попыток введения все новых налогов для малоимущих граждан, постоянного роста сборов и платежей за имущество, земельные участки, дачные строения, капитальный ремонт и многое другое.
Мы видим, что депутаты, избранные в Государственную Думу в 2016 году, не просто полностью проигнорировали наше требование, а даже, наоборот, сделали все для усиления и ужесточения налогового бремени для простых граждан. Так, поддержав в угоду финансовому блоку Правительства РФ механическое увеличение пенсионного возраста, они не только сократили обязательства государства перед миллионами российских граждан, но и заметно усилили фискальную нагрузку на тех, кто рассчитывал получить предписанные законом льготы по оплате налога на недвижимость по мере наступления пенсионного возраста.
В качестве еще одного заметного тренда парламентской деятельности следует считать неустанную поддержку и продвижение интересов наиболее высокодоходных групп россиян. Так, несмотря на то, что Россия считается одним из лидеров по имущественному неравенству и неравенству доходов населения, в нашей стране до прошлого года существовала плоская шкала подоходного налогообложения с 13%-ой ставкой. Только экономическая рецессия, вызванная пандемией коронавируса, побудила депутатов увеличить ставку подоходного налога для обеспеченных граждан до 15%.
Наряду с этим по-прежнему действует регрессивная шкала для социальных отчислений, мизерные налоги на доходы от капитала и финансовых операций, практически нулевой (вместо прогрессивного) налог на наследование и дарение, не принят налог на роскошь. В результате этого из-под налогообложения выводятся огромные средства богатейших россиян, а основным источником поступлений в бюджет остаются налоги с минимальных зарплат рядовых тружеников.
Следует признать, что одновременно с этим происходит заметное усиление налогового бремени на реальный сектор экономики. Эти меры, в сочетании с утвержденной кредитно-денежной политикой, не позволяющей отечественным производителям привлекать необходимые для развития средства и по выгодной ставке, не только препятствуют модернизации промышленных предприятий, но и ведут их к неминуемой деградации. Особенно это касается предприятий наукоемкого сектора экономики, призванного обеспечивать опережающее развитие страны.
В результате существующая фискальная политика в отношении отечественной промышленности сокращает возможности занятости населения и не формирует условий для повышения уровня оплаты труда. В конечном итоге это приводит к заметному сокращению отчислений в бюджеты и социальные фонды.
Еще одна депутатская новация, приводящая к значительному увеличению фискальной нагрузки на население, касается так называемых «неналоговых платежей». Как известно, финансовый блок правительства обещал не поднимать налоги. С одной стороны, слово сдержал, но с другой, воспользовавшись поддержкой парламентариев, ради исправного пополнения бюджета за счет средств простых граждан решил придумать новые лазейки. Именно поэтому несколько лет назад и появились «неналоговые платежи», обозначенные в официальных документах штрафами, которыми облагаются автомобили грузоподъемностью свыше 12 тонн. О том, что конечными плательщиками от введения этих санкций по отношению к участникам дорожного движения стали рядовые граждане, вынужденные теперь приобретать товары и услуги с учетом «неналоговых платежей», ни чиновники, ни парламентарии подумать не захотели.
Превратив штрафы в регулярные налоговые платежи, депутаты Государственной Думы обеспечили поступления в доходную часть Федерального бюджета на ближайшие три года в размере 80 млрд рублей за еще не вынесенные, но уже спрогнозированные взыскания. Большую часть этих поступлений обеспечит так называемое возмещение вреда, причиняемого транспортными средствами тяжелее 12 тонн и автомобилями, перевозящими тяжеловесные грузы. Объем поступлений от таких штрафов составит 43,9 млрд рублей в 2021 году, 45,8 млрд рублей в 2022 году и 47,7 млрд рублей в 2023 году.
Хотим напомнить парламентариям, утвердившим штраф с большегрузов, что, согласно действующим законам, средства, полученные с оштрафованных автомобилистов, передаются на ремонт и поддержание в порядке отечественных дорог. Однако, в соответствии с последним рейтингом стран по качеству автомобильных дорог, Россия занимает в нем «почетное» 99 место из 138 участников.
Подытоживая итоги работы депутатов Государственной Думы 7 созыва, вынуждены в очередной раз обратить внимание на то, что в нашем государстве достаточно много социально справедливых источников доходов, позволяющих не допустить обнищание подавляющего большинства граждан страны. К сожалению, парламентарии по-прежнему и с удивительным упорством стараются их не замечать, руководствуясь исключительно «бухгалтерской» логикой мышления и отдавая предпочтение апробированным способам усиления и без того значительной фискальной нагрузки.