Эпоху Возрождения принято отсчитывать от даты падения Константинополя под ударами турок.
Обобранный крестоносцами, едва набирающий пятую часть былого населения, он не мог сопротивляться самой сильной и передовой армии того времени. Довольно сказать, что на вооружении у турок были порох и пушки.
Падение Константинополя отозвалось в Европе похоронным звоном. Многие считали его началом конца света.
Но Италия поначалу выиграла от исчезновения конкурента. Технологии стекольного дела, ткачества, ювелирного дела, книги с трудами инженеров и учёных древнего мира и Византии, всё это по дешёвке можно было достать в разорённом ещё крестоносцами городе. Технологии больше некому было защищать и их вывозили в Италию вместе с мастерами.
В Италии начинается рост производства и профессионального мастерства. Города начинают меняться от средневековых домов-крепостей к городскому дворцу-особняку.
Вот фреска из Флоренции.
На ней можно встретить приметы всех стилей существовавших на территории Италии до 14 века. И романские и позднеримские. и византийские, и готические, и их произвольное соединение.
В XIV- XV веках аристократы начинают сливаться с Гросс-пополанами. Крупным купечеством. В XIV веке о рыцарском гербе мечтал даже ремесленник. Таких рыцарей нередко высмеивали в новеллах периода XIV-XVI веков, как, например, Боккаччо в « Декамероне» или Саккетти в своих « Трехсот новеллах». Но старая знать по прежнему презрительно относилась к новой.
Хотя сословные ограничения в Итальянских городах никогда не были так непреодолимы, как в Европе. Зато внутри города шла конкуренция между мастерскими, купцами и поддерживавшими их группами населения. Доходило до резни противников и сторонников неких семейств. А Вы верили, что переделы собственности, бандитские разборки и рейдерские захваты - это только в России сопровождало эпоху первоначального накопления капитала? Нееет.
Вот картина :Изгнание семьи Бонакольси семейством Гонзага. Автор картины - Доменико Моро.
Это ещё мягкий вариант расправы. Могли семью со всеми сторонниками под корень уничтожить и весьма изуверским образом. Будущая французская королева Екатерина Медичи в 9 лет пережила восстание в городе, и восставшие предлагали её, как дочь ненавистного роде отдать в публичный дом и обесчестить. А было ей тогда 9 лет. Поэтому городские дома состоятельных граждан поначалу очень напоминали крепости.
Даже городские ратуши обзавелись мощными коваными дверьми, и в случае, если окна, как в Сиенской ратуше были великоваты – мощными решётками на них. Ну, на случай горячих дебатов с электоратом. В большинстве же случаев, нижний этаж палаццо имел лишь вентиляционные окошечки под потолком. Да и те, с решёткой.
Предосторожность не лишняя. К примеру, после предательского убийства Джулиано Медичи сторонниками папы римского город восстал и по улицам метался разъярённый народ ловя родню и участников покушения и убивая их жестоким образом.
Это сегодня в Европе притворяются, что всегда были особо демократичны и гуманны, однако остались безмолвные свидетели – ратуши, палаццо. В конце эпохи готики они выглядели как городской мини-замок с башней донжоном. Такое "гуманное" время было. "Мой дом - моя крепость" - это оттуда.
Сегодня большинство башен разобрано, в связи с опасностью обрушения, некоторые просто укорочены, другие снесены полностью.
Так Болонья выглядит сегодня.
Болонья вообще очень удобна для иллюстрации происходивших тогда в архитектуре Италии процессов. Например, самая главная и старая площадь Пьяцца Маджоре имеет свою историю. Она возникла в 13 веке, когда городу потребовалось место для торговли различными товарами, причем в срочном порядке. И власть решила прибегнуть к радикальным мерам. Основные строения, расположенные в центре Болоньи, выкупили градоначальники, а затем разрушили их. На пустыре, образовавшемся в результате, появился рынок просуществовавший почти до конца 19 века.
Другое интересное свидетельство растущей торговли и производства - Болонский закон о портиках. В 1288 году там вышел указ, предписывающий новые здания обязательно строить вместе с портиками, в виде аркады. Которые должны быть высотой не менее 2,66 метров – чтобы вместить всадника и высоко гружённый воз с товарами. Такова же должна была быть и минимальная ширина галереи. А по всему городу активно строились аркады и галереи позволявшие передвигать товары (и купцов соответственно), и в дожди и в жару.
Говорят, что в Болонье, переходя из одной аркады в другую, можно достичь любой точки старого города ни разу не выйдя на проезжую часть.
Поскольку Италия не была единой и представляла из себя самостоятельные города с самоуправлением, то архитектура её городов довольно сильно отличалась вплоть до 16 века.
Так, во Флоренции почти не осталось римских развалин и великий Брунеллеско поначалу искренне считал романские и раннехристианские, в византийском стиле здания - наследием римских предков.
Это в более поздние времена, изучив развалины древнеримских зданий стало понятно, чем одно отличается от другого.
А поначалу, зодчие широко использовали для поиска новых форм опыт не только готики, (а тот же купол Брунеллески во Флорентийском соборе – по сути своей нервюрная конструкция готики) но и востока. Не зря же Италия стояла на великом шёлковом пути.
Купол Брунеллески во Флоренции, с которого чуть ли не отсчитывают архитектуру Возрождения, славя его как уникальный и самый первый в мире, имеет предшественников. Но итальянцы предпочли об этом забыть, сразу по его возведении.
А тем не менее принцип был разработан ДО Брунеллески. Из Средней Азии к Средиземноморью империя Сельджукидов (1075 – 1318 гг.) выносила архитектуру новаторских куполов, где арки-нервюры с тонкими простенками кирпича между ними создают купол. С нервюрными сводами запада, Восток ознакомился во время крестовых походов, а персидские и тюркские зодчие смогли творчески переработать эти знания для возведения куполов.
Купцы с запада и дипломаты, регулярно навещавшие Малую и Среднюю Азию имели возможность видеть эти сооружения и рассказывать о них.
Кладка купола, применённая Брунеллески в виде елочки положенной по спирали преподносится в учебниках как уникальное решение. А ведь кладку по кругу в виде “ёлки” или по спирали в виде “рыбьего хребта” Брунеллески упомянул в документах 1426 г. А концентрическими “ёлками” возведен купол еще досельджукидского мавзолея газневидского правителя Арслана Джазиба в Сангбаст близ Мешхеда (Иран). А из спиралей “рыбьих хребтов” в 1224 г. возведен купол Большой мечети в Эски Малатия (Турция).
Восток и запад обменивались знаниями, и обоим это шло на пользу. Пока турецкие султаны не решили завладеть всем миром по примеру Македонца. И вот тогда то, рухнул древний шёлковый путь и Европа начала искать путь в Индию, а нашла Америку, что не пошло на пользу ни Индии, ни Америке. Да и Европе тоже, если подумать.
Однако вернёмся к куполу Санта Мария дель Фьоре.
Ещё одним непревзойдённым техническим решением преподносится двуслойность купола Брунеллески. Однако и тут у него есть предшественники, решившие данную проблему на Востоке. Мавзолей хана Олджейту в Султании, Иран. Он моложе мавзолея в Мерве.
Но на более чем 100 лет старше купола Брунеллески.
Это здание, возведенное между 1307 —1313 гг. мастером Ходжи Алишаком из Тебриза, (а купол Брунеллески начал строить 7 августа 1420 года) представляет большую восьмиугольную трехъярусную постройку, увенчанную высоким вытянутым вверх,и заостренным куполом, вершина которого расположена на высоте 52 м. от уровня земли. Купол же его, сделан как две, соединённые меж собой внутренними перемычками независимые оболочки.
А вот, что действительно уникально в куполе Брунеллески – это как он сумел применить данные решения к такому чудовищно крупному объекту. Ведь его купол по величине превышает ВЕСЬ мавзолей Олджейту чуть не в два раза. Диаметр КИРПИЧНОГО купола 42 метра.
И это действительно гениально применённые знания.
В те времена не существовало стандартов в машиностроении и строительстве. Так, что под каждую постройку делались конкретные приспособления и во Флорентийском Соборе многие из строительных механизмов и приспособлений Брунеллески уцелели до наших дней. Так, он придумал механизм для поднятия тяжестей на купол, приводившийся в движение быками.
Обычно, для того, что бы переключить движение с виры на майну приходилось выпрягать быков и запрягать в обратном направлении. Так они и двигались то по, то против часовой стрелки. Это отнимало много времени. Брунеллески придумал переключатель, позволявший переключать движение бадьи прямо во время движения волов, причём их не нужно было перепрягать, они так и двигались в том же направлении.
Вообще, люди тогда знали не столь много, как нынешние архитекторы или инженеры, зато то, что знали, отлично умели применить на практике. Так, Брунеллески и строил и был скульптором, и художником, и часовщиком, и архитектором, и учёным исследовавшим свойство глаза видеть линейную перспективу. И писателем, написавшим немало пособий, он тоже был. Вообще тогда это встречалось сплошь и рядом. Рафаэль был художником написавшим «Сикстинскую мадонну», но не все в курсе, что он и архитектором тоже подвизался.
Брунеллески же положил начало формированию облика дворцов, какими мы теперь их знаем.
С его палаццо начали исчезать черты, придававшие им сходство с военной крепостью. К примеру, так выглядело небольшое городское палаццо Толомей в позднюю готику.
Напоминает крепость. И ведь у палаццо Толомей ещё машикулей нет. Просто первый этаж неприступен. А у Болонской ратуши с фото выше или палаццо Энцо ещё и башни имеются.
А это палаццо уже Брунеллески проектировал.
Как видите в архитектуре возрождения сделаны были решительные шаги по превращению средневековой крепости в городской особняк.
На палаццо Руччелаи, среди окон медленно трансформировавшихся от Романо-византийских к прямоугольным римско-греческим - решительно имитированы греко-римские пилястры с античными капителями. Это ещё просто декоративный намёк на греческий ордер, но...
Совсем немного времени прошло и вот уже вполне похожее на римские гражданские постройки, с окнами обрамлёнными греческим ордером встало палаццо Фарнезе - особенно римским стал облик его внутреннего двора.
Осталось изменить сам план здания оторвавшись от квадрата или прямоугольника с внутренним двором - и мы получим всем знакомые дворцы Москвы и Питера. Но эту задачу решит стиль Барокко и 16 век.