Экстрасенсам, ясновидящим и телепатам читать не рекомендуется. Нет смысла. А для нормальных людей – маленькая история про «красные глаза» и некоторые мысли вслух.
Обычное утро обычного рабочего дня.
– Оой!.. Ну и отчаянная вы! Как же не побоялись его к себе в кабинет пригласить?! Ещё и целый час в его обществе провели! Ещё и дверь прикрыли! – воскликнула коллега после того, как молодой человек, вежливо попрощавшись, покинул офис.
Как правило, Алина в роли хорошей хозяйки встречает в фойе поток посетителей компании и распределяет его по этажам и отделам. Потом так же провожает. Всегда на позитиве.
Но сейчас в её голосе одновременно и удивление, и беспокойство, и осуждение. И испуг. И даже какая-то неприязнь. Хотя она, так же как и я, видела этого человека впервые.
У меня же удивление вызвала её реакция. Во-первых, что вообще может угрожать в здании, где на каждом шагу видеокамеры? И коллектив, к слову сказать, состоит на 80% из мужчин.
И во-вторых, что так напугало её в посетителе?
Я ничего подозрительного в нём не заметила. Наоборот. Даже пожалела, что не каждый день удается пообщаться с таким грамотным специалистом и хорошим собеседником. За час конструктивного разговора мы обсудили всё, что я планировала заранее и даже больше.
– Хмм… Алина, а что-то НЕ ТАК?
– Ну конечно! – взволнованно продолжила коллега. И добавила очень тихо. – Он ведь – нарк...
– Что???
– У него глаза красные! Разве вы не заметили?
Это-то я заметила сразу. Но поставить знак «равно» между покрасневшими глазами и зависимостью и в голову не пришло.
Ну... недосып, переутомление, долгая работа у монитора. Как вариант – простуда, взятая под временный контроль каким-нибудь антигриппином. Или коньюктивит.
Даже допускаю, если накануне он в хорошей компании хорошо погулял. Что, кстати, никак не отразилось на его способности вести деловую беседу.
Но зависимость... Таких умозаключений моя голова родить не смогла бы.
Признаться, мой опыт общения с зависимыми людьми крайне мал (тьфу-тьфу-тьфу). То есть вообще отсутствует. Возможно, по этой причине в моей картинке мира нет таких исходных данных.
Поэтому обратилась к интернету и «великий всезнайка» выдал мне целую кучу причин красных глаз.
Но ни в первых пяти… ни в десяти… ни в двадцати причинах синдрома «красных глаз» не было этой зависимости. Вообще – даже рядом не стояла. Напротив, там как раз были перечислены те, о которых вспомнила я.
Странно... Пойдем с другой стороны. Задала поисковику вопрос иначе – внешние проявления ...зависимости. И вот тут, правда, далеко – не сразу, а где-то на втором десятке признаков, появились эти красные глаза.
И то с какими-то оговорками. Не всегда, не у всех, не обязательно...
Пришлось поговорить с Алиной. Каким образом она на расстоянии поставила «диагноз» незнакомцу?
Оказалось, что это её личный опыт, точнее – одного из её родственников. И именно по глазам семья вычисляла его состояние.
Жаль, конечно, и человека, и его родных. Но теперь у Алины, в её картинке мира, выработалась очень четкая взаимосвязь. Просто нерушимая и непоколебимая ассоциация – красные глаза = зависимость.
Что же получается? Её личный жизненный опыт является достаточным основанием обвинить человека во всех тяжких?
Увы... К сожалению, в обычной жизни так и происходит. Именно таким образом – по первым знакомым внешним признакам – человеки и рисуют в своих головах плоские портреты друг друга. И дают своим творениям понятные для себя названия.
Это как ярлык. Наклейка. Этикетка.
«Глупый». «Страшный». «Безвкусный». «Жадный или щедрый». «Напыщенный болван». «Дотошный педант». «Яжмать»... и ещё сотни других, насколько хватит собственной фантазии.
И эти плоские портреты обычно с реальными людьми ничего общего не имеют.
Вот представьте. Группа людей одновременно знакомиться с новым человеком. Скажем – на собеседовании. К примеру, на вакансию супер-специалиста. Поэтому кандидата «смотрят» несколько сотрудников.
Каждый из них увидит ситуацию СВОИМИ глазами, нарисует СВОЮ картинку и сделает СВОИ выводы.
Один оценивать будет по неопрятному внешнему виду. Бррр... Что за неуважение к будущим коллегам. Да и работу часто меняет. Бегунок. 5 записей в трудовой за последние два года. Неее, не нужен такой! Ярлык – непостоянный, безответственный.
Другой отметит, что кандидат какой-то некомпанейский, немногословный и угрюмый. И во взгляде искорки нет. Замкнутый тихоня... А в тихом омуте, как говорится... Вряд ли такой сработается с шефом. Тоже готовый ярлык.
Третий услышит в тех немногих словах фразу, которую знают лишь специалисты, углублённо изучавшие предмет. Ого!
Ярлык – профи. Хотя... судя по исписанной трудовой книжке и воспаленным глазам... Скорее всего – может уйти в запой. Можно, конечно, попробовать на испытательный срок. Но риски...
И для этой рабочей группы собеседующих НЕ ВАЖНА правда и настоящая реальность.
Они не знают и не хотят знать, что у парня двое малышей на руках и жена – инвалид после страшной аварии, которых нужно просто кормить и одевать. И он разрывается между садиками, больницами, магазинами, домашними делами и … хоть какой-то работой.
Только бы платили. И только бы с подходящим для его семьи графиком.
Уверена, что и вы можете вспомнить такие истории.
Кто-то очаровал вас с первых минут, а через неделю/месяц человек оказался совсем не таким, каким запал в ваше сердце. Или напротив, оказался лучше, чем на первый взгляд.
ПОЧЕМУ всё так? То есть – наоборот. Почему всё не так, как кажется?
Это как раз то, что относят к длинному списку когнитивных искажений. Их и правда – такое количество, что становится даже страшно порой от своей необъективности.
Моё (и ваше тоже) предвзятое, субъективное, шаблонное, ассоциативное отношение к миру, которое искривляет действительность до неузнаваемости.
Как это работает? Постараюсь рассказать простыми словами.
Я, то есть – не совсем я, а... мой мозг.
Мой мозг выхватывает из огромного общего маленькую детальку.
То, за что может зацепиться.
То, что он уже видел, знает.
Известное ему, более-менее понятное, объяснимое.
У него уже есть какие-то ассоциации, связанные с этой деталькой, с этим фактом. Есть какая-то реальная история из жизни на эту тему.
Я охотно верю этим фактам. Ведь они подтверждаются логическими цепочками, которые в моей голове уже сложились.
Если вдруг в этом огромном общем есть нечто непонятное, инородное, что «здесь раньше не стояло» и не вписывается в знакомую картинку – просто игнорирую, не замечаю или чем-то оправдываю несоответствие. Пропускаю и забываю.
А дальше в голове просто дорисовывается сюжетная линия. Заполняются пустоты и пробелы. Подтягиваются недостающие детали из моего жизненного опыта. Моего. Личного. Не имеющего никакого отношения к конкретной ситуации.
Понимаете, что получается?
Я сама реконструировала ситуацию. Или человека – кто он, какой он, о чём думает, как живет… что для него важно…
Взяла за основу пару-тройку каких-то деталей – фактов. Остальное – придумала, додумала. Дорисовала. Слепила из того, что было в моей голове, в моём воображении. И сама в это поверила.
А потом вдруг начала удивляться, какой он на самом деле замечательный, в отличии от сложившегося первого впечатления. Или наоборот, недоумевать, раздражаться – почему он оказался «не таким».
А некоторые ещё и обвинить пытаются другого. За то, что тот другой не оправдал их придуманных ожиданий и не соответствует их придуманной о нём истории.
«А ты, оказывается, не такой, каким пытался казаться!»
Знакомо?
Так и получилось у Алины с её знаниями о «красных глазах». Так и получается в жизни на каждом шагу.
Но к сожалению, мне всё чаще попадаются телепаты, ясновидящие и экстрасенсы, которые свято верят, что видят любого человека насквозь. И всё понимают с первой же минуты...
О похожих ошибках восприятия я уже рассказывала
здесь – «Мы и наши собачки» и
здесь «Меня никто не слышит и не хочет понимать».
И про Первое впечатление – тоже.
Есть ли выход? Конечно! Но это уже другая история.
А вам, мои добрые читатели, приходилось ли сталкиваться с подобными «ошибками»?
Пишите в комментариях, как часто нарисованные картинки не соответствуют действительности. Буду рада вашему мнению.
Ставьте "нравится"👍
Подписывайтесь на канал "Странные мы люди"
Иллюстрации к тексту из открытых источников – фрагменты работ бельгийского художника Бена Хайне (Ben Heine)
P.S. Ах да... У того парня и правда был коньюктивит. Через две недели видела его здорового и нормального. Алинин «диагноз» не подтвердился. Не удивительно.