Как я уже писала, одной из целью нынешнего визита в Санкт-Петербург было посещение музея Фаберже.
Шуваловский дворец, в котором сегодня располагается Музей Фаберже, был построен в конце XVIII века. Первыми владельцами дворца были граф и графиня Воронцовы. В 1799 году дворец выкупает супруга гофмейстера Д.Л. Нарышкина - Мария Антоновна Нарышкина и начинается благоустройство дворца. Здание расширяется, строится пристройка, где располагаются танцевальный (колонный) зал и музей. Во дворце Нарышкиных, славившемся собранием произведений искусства, а также празднествами и концертами, бывали А. Пушкин, П. Вяземский, И. Крылов, Н. Карамзин, К. Брюллов и сам император Александр I.
Нарышкины владели домом до 1846 г. В истории дворца "Нарышкинский" период оказался наиболее ярким и богатым воспоминаниями о прекрасной картинной галерее, редкостях, привезенных из разных стран Западной Европы, о блестящих балах, концертах, где звучала роговая музыка (утраченный ныне вид искусства), исполнявшаяся оркестром Нарышкина. Каждый инструмент оркестра издавал только один звук!
В 1844 году к свадьбе наследницы владельцев дома Софьи Нарышкиной и Петра Шувалова начались значительные перестройки дворца. Завершились они 1859 г.
После революции, в 1918 году дворец был национализирован. Спустя год в нем открыли Музей быта, который просуществовал до 1923 (1925) года, после чего собрание Шуваловых было передано различным музеям. В годы войны был разрушен до основания двухэтажный дворовый флигель Шуваловского дворца, сильно пострадал и главный дом. Зажигательная бомба, упавшая на дворец пробила крышу и упала на чердак. Начался пожар, который охватил деревянные конструкции стропил и чердачного перекрытия. Последствием пожара стало обрушение кровли и потолка с уникальной росписью Д. Скотти.
В 2006 г. правительство Санкт-Петербурга приняло решение передать Шуваловский дворец в аренду на 49 лет культурно-историческому фонду «Связь времен». Частный инвестор пообещал не просто платить арендную плату, но также привести дворец в порядок.
Музей Фаберже открыл свои двери в 2013 году. Он стал первым частным музеем федерального значения. Идея создания музея творений Карла Фаберже и созданного им ювелирного дома, появилась в 2004 году, после приобретения В.Вексельбергом уникальной коллекции фирмы Фаберже, собранной медиамагнатом Малкольмом Форбсом. На сегодняшний день собрание русского декоративно-прикладного и изобразительного искусства насчитывает более 4000 предметов.
Наиболее ценными являются девять пасхальных яиц, созданных мастерами фирмы Карла Фаберже для последних двух императоров. Кроме них в собрании музея фантазийные предметы, ювелирные украшения, столовое серебро, интерьерные и культовые предметы.
Первый - Рыцарский зал - получил свое название по лепному фризу с изображением средневекового рыцарского турнира, который украшает верхнюю часть стен. В зале представлены коллекция военно-мемориальных ювелирных изделий XVIII- начала XX века, серия акварелей XIX века, а так же серия медальонов, посвященная войне 1812 года.
В соседнем Бежевом зале можно составить представление о формах и фасонах посуды, имевшей хождение в быту императорской России. Также как и представленные в зале портсигары, шкатулки они демонстрируют различные техники обработки серебра и декорирования эмалями.
Красная гостиная - первый парадный зал анфилады дворца. Здесь сохранились подлинные зеркала середины XIX века, камин красного мрамора, деревянные панели темного ореха. Сводчатый потолок гостиной до сих пор украшают гербы рода Нарышкиных.
В Красной гостиной представлена коллекция русского серебра, созданная выдающимися петербургскими и московскими ювелирами XIX - начала XX века.
Синяя гостиная. В ней представлены пасхальные шедевры Фаберже - императорские пасхальные яйца, принадлежавшие последним Романовым. В коллекции музея находятся девять императорских пасхальных яиц. Эти выдающиеся произведения, каждое из которых имеет свою уникальную историю, прославили фирму Фаберже на весь мир. Пасхальные яйца с сюрпризами считаются вершиной творчества Карла Фаберже, возглавившего семейное дело в 1872 году.
Золотая гостиная некогда служила парадной столовой. В отделке середины XIX века можно заметить средневековые, охотничьи мотивы.
Значительная часть экспонируемых в Золотой гостиной предметов связана с представителями династии Романовых и их родственниками за границей. Особого внимания заслуживают фантазийные произведения, выполненные мастерами фирмы Фаберже, и золотые коробки с портретами российских императоров XVIII - XIX веков.
Аванзал ранее служил официантской. От подлинной отделки зала сохранились камин и белый мраморный барельеф французской работы XVIII века. В витринах Аванзала представлена коллекция драгоценных аксессуаров, демонстрирующая богатейшую цветовую палитру эмалей-гильоше, и драгоценные ювелирные украшения — в наименьшей степени сохранившаяся часть наследия фирмы Фаберже. Среди них: часы, портсигары, звонки для прислуги, фоторамки, прядки и даже ртутные термометры - предметы, составляющие постоянный ассортимент магазина Фаберже.Такая массовая продукция предназначалась для разных слоев населения и стоила о нескольких рублей до нескольких тысяч.
В Верхней буфетной собраны картины русских и французских мастеров конца XIX – начала XX вв., имена которых связаны с импрессионизмом и неоимпрессионизмом. Особого внимания заслуживают произведения Пьера Огюста Ренуара и выдающегося русского импрессиониста — Константина Коровина. В зале также представлены выдающиеся образцы русского фарфора, ведущее положение среди которых занимает дворцовая ваза с росписью Федора Ивановича Красовского.
В выставочном зале представлены камнерезные изделия фирмы Фаберже и его современников и и живописные полотна русских мастеров XIX столетия. При первых Шуваловых в Выставочном зале, который назывался «Большим кабинетом», находился домашний музей.
Из некогда находившихся в зале предметов из собрания Шуваловых остался вмонтированный в стену триптих фламандской работы XVII века с "Благовещением", "Поклонением волхвов" и "Святой Анной, проповедующей в храме". Из прежней отделки интерьера сохранился камин с мраморный барельефом французской работы XVIII века.
В витринах экспонируются изделия фирмы Фаберже, сделанные из различных пород поделочных и полудрагоценных камней. Это как сугубо декоративные, так и функциональные предметы.. которые позволяют составить представление о высоком уровне развития камнерезного дела на рубеже XIX - XX веков.
В Готическом зале, служившим кабинетом хозяину дворца - графу Петру Шувалову, а затем и его сыну Павлу, собрана коллекция русских икон XVI– XX вв., большая часть из которых украшена богатыми драгоценными окладами известнейших ювелиров Москвы и Петербурга, в том числе и мастерами фирмы Фаберже.
Белая и Голубая гостинные в середине XIX века использовались в качестве дамского будуара. Во время перестройки дворца в 1859 году в Голубой гостиной появился эркер. В ходе реконструкции в 1965 году Голубая и Белая гостиные были объединены.
В залах представлена коллекция русских эмалей - произведений, выполненных в традиционных техниках русского эмалевого искусства. В витринах выставлены предметы из мастерских Павла Овчинникова и московских артелей.
В Белой и Голубой гостиной также представлены образцы русского фарфора XIX века, выпущенные преимущественно Императорским фарфоровым заводом.
Если вы будете в Санкт-Петербурге обязательно зайдите в музей Фаберже. Он расположен в нескольких шагах от Аничкова моста, по адресу Шуваловский дворец, набережная реки Фонтанки, дом № 21.
Музей открыт каждый день с 10:00 до 20:45. Приобрести билеты в кассе можно с 9:30 до 20:15.
Цена билета зависит от его типа:
Полный входной билет - 500 руб.
Льготный входной билет (школьники, студенты, пенсионеры) - 250 руб.
Билет на экскурсионный сеанс по основной экспозиции Музея Фаберже -
1000 руб.
Аудиогид - 250 руб.