Найти в Дзене
Ожившая история

Гвоздь программы: как выглядели гладиаторские игры на самом деле?

Оглавление

Гладиаторские игры в большинстве случаев известны нам по кино- и телепродукции. Но, как известно, все к чему приложили свою лапу телевизионщики и кинематографисты, порой превращается в свою полную противоположность.

Если же это «Netflix», то в таком случае основным доспехом гладиатора и вовсе могут стать кружевные розовые трусы.

Между тем гладиаторские бои – это не просто «кровь и песок». Это хорошо продуманное мероприятие, поскольку, когда спрос на подобные развлечения высок, их нужно спланировать с предельной тщательностью.

«Маэстро! Сбацайте нам что-нибудь!»

Гладиаторские бои были частью увеселительной программы, которая не из одних боев состояла. И уже тогда народ понял, что веселиться лучше под музыку. Поэтому во время проведения боев играли музыканты.

Не очень понимаю, как можно было услышать музыку, при отсутствии усилителей, когда над ареной несся сплошной тарарам. Однако из источников известно, что часто для игр нанимали лучших музыкантов.

«Знай своё место!»

На место в цирке влияло почти исключительно социальное положение. Самые дальние места – для черни, которая располагалась там вместе с вареными яйцами, луком и пирожками.

Император и его приближенные садились на самые лучшие места. Впрочем, в этом плане со времен Древнего Рима ничего не изменилось.

Тень

Продолжительность гладиаторских игр где-нибудь в селе Большие Пупырышки могла быть недолгой. Но там их обычно и не проводили.

В городах же это было развлечение на целый день, и нередко не на один. В плане последнего особенно отличился император Тит из династии Флавиев (сын Веспасиана, у которого деньги не пахли), который закатил веселье на целых 100 дней.

В течение тех игр было убито около 2 тыс. гладиаторов и 9 тыс. животных (20 и 90 в день соответственно).

Впрочем, по некоторым данным император Траян даже превзошел Тита, закатив игры на 123 дня. Странно, что при столь длительном экстазе римская экономика не рухнула к чертовой матери.

Столь продолжительное пребывание на местах под открытым небом неизбежно привело бы к тому, что рано или поздно почтеннейшую (да и презренную) публику рано или поздно намочил бы дождь. Однако еще опаснее было более актуальное для большинства римских земель Солнце.

Поэтому, например, Колизей, который построил все тот же неугомонный в строительстве Веспасиан, не только вмещал до 70 тыс. зрителей, но и был снабжен козырьком, который прикрывал народ от капризов природы.

Начало действа

Поскольку бои были чем-то вроде концерта, то и структура у них была той же самой. Вначале публике нужно было «скормить» что-то для разогрева. Что-то такое, что радовало бы сердце и грело изголодавшуюся по зрелищам душу, но было бы не слишком зажигательным.

Такую функцию выполняли казни и пытки осужденных. Никакого сожаления по поводу их кончины римляне не испытывали, разумно полагая, что когда гибнет плохой человек, то это хороший повод возрадоваться тем, кто считает себя хорошими – т. е. добропорядочным гражданам.

Насладившись кончиной врагов, стоящих на страже порядка законов, переходили к следующему пункты – травле животных.

В большинстве случаев она представляла собой скопление на арене хищников и рабов, перипетиями взаимоотношений которых можно было насладиться зрителям.

Оружие рабам могли дать, могли не дать, да и животные были не только хищными. Могло обойтись и без рабов: здесь было много вариантов и порой организаторы демонстрировали впечатляющую изобретательность и находчивость. Правда на этом этапе наиболее экзотических животных обычно не выпускали.

Бои перемежались лирическими отступлениями, в ходе которых публика могла устроить «перекур» и обсудить увиденное.

Такие перерывы были нужны еще и для того, чтобы очистить арену от крови, которая порой превращала песок в серо-красную кашу. Кроме этого, в перерыве на арену выходили комедианты.

Далее начинались собственно бои гладиаторов. Первыми на арену выходили молодые бойцы, которые могли сражаться как друг с другом, так и с животными. И если у рабов против зверей шансов было немного, то, когда на арене появлялись гладиаторы, картина менялась.

«Чем дальше в лес – тем толще гладиатор»

Ближе к концу боев выходили звезды своего дела, чьи имена были на слуху, чьими корявыми портретами украшались стены лупанаров, кем мечтали стать мальчишки, кому втайне завидовали добропорядочные мужчины и кем мечтали хоть на денек заменить своего «добропорядочного» римские матроны.

Эти звезды получали солидные гонорары, купались в славе и в самом деле были настоящими боевыми газонокосилками. Среди них смертность была намного ниже, чем среди гладиаторов низшего звена, однако все же они регулярно гибли.

Важно отметить, что причиной их смерти чаще всего была не пропущенный удар меча или трезубца (звезд все же обычно берегли), а мелкие царапины, приводившие к заражению крови.

К этому стоит добавить, что сценарий поединков, как минимум, элитных гладиаторов заранее планировался. Их мастерство было достаточно велико, чтобы сделать поединок предельно зрелищным, не причинив друг другу серьезных повреждений.

Вероятность смертельного исхода тоже обговаривалась заранее. Если бы каждый гладиаторский поединок заканчивался вероятной смертью, от которой поверженного могла спасти только сомнительная милость толпы, этот бизнес стал бы убыточным.

Поэтому смертельный исход становился реальностью только во время особо значимых игр, ибо в таких случаях колоссальный убыток оплачивал тот, кто заказывал игры. И в этом случае о «театре» на арене речи уже не шло.

Интересный факт: Колизей является наиболее гибельным местом в истории. На каждый квадратный метр там приходится бесчисленное количество убитых, общее число которых составляет около 1,5 млн. людей и животных.

Когда в Риме к власти пришли находившиеся под влиянием христиан императоры, гладиаторские бои, хотя и не с первой попытки, но были запрещены.

Народ от этого в восторге не был, но в конечном счете был вынужден подчиниться.

Однако травля зверей осталась – это занятие епископы, негуманным не считали. Эта традиция сохранилась и в Средние века, когда любимым зрелищем народа были травли животных и казни преступников и еретиков.