Готовы к кровавым историям?
Перенесемся в 400 год до н.э. Примерно в это время Гиппократ сформулировал теорию жидкостей и выделил 4 ключевые: черная и желтая желчь, мокрота и кровь. Их дисбаланс - причина многих физических и психических недугов.
Во 2 веке до н.э. активно начали применять артериотомию - метод кровопускания, как средство восстановления баланса 4 жидкостей и лечения различных болячек. Считалось, что разрез за ушами лечит головные боли, а на висках - заболевания глаз. Главный принцип был “не навреди”, но врачи частенько увлекались со всеми вытекающими.
В средневековье использовали разные лезвия или пиявок, которые некоторые до сих пор применяют в терапевтических целях.
С этого момента цели кровопускания изменились. Теперь его использовали еще и для профилактики.
Издавались медицинские трактаты с описанием точек, где делать надрезы, в зависимости от “жалоб” пациента. Было 2 подхода, где резать: рядом с больной частью тела или в противоположном месте от пораженного органа.
Появилась целая профессия - хирурги-парикмахеры. Они не только стригли волосы, бороды, но и вырывали зубы, откачивали кровь.
В 18 веке кровь пускали для лечения лихорадки, гипертонии, воспаления и отека легких. Из новенького - лечили оспу и гонорею. В последнем случае врач прикреплял пиявок к яичкам пациента.
В 1820-х французский врач провел исследование, действительно ли кровопускание принесло больше пользы, чем вреда. Вывод: недостаточно доказательств, что оно улучшает здоровье.
В 20 веке кровопускание стало не модным и перекочевало в раздел альтернативной медицины.
Главное наследие кровопускания - переливание крови. Изучая, как изменение объема крови влияет на здоровье, врачи стали все больше понимать о кровообращении и характеристиках крови. Переливать её начали еще в 1400-х, но выживали после этого не многие. Лишь в 1909 году открыли группы крови и переливание стало спасать жизни.
Еще один плюсик в карму - развитие лабораторной диагностики. Часть инструментов кровопускателей модернизировались и перекочевали к нам. А еще это дало толчок в необходимости изучать то, что выпустили.