Мите 12 лет, но нормального детства он не видел. Родился он в местах не столь отдаленных, когда мама отбывала срок за кражу...
Предисловие
Эту историю полезно будет прочесть тем, кто считает, что всё самое удивительное находится или происходит в Москве или Санкт-Петербурге и стоит огромных денег. Это не так. Театр Малый или Театр Большой, парк Зарядье или ВДНХ, Седьмое небо или Остров мечты, Ёлка в Кремле и Парад 9 Мая, Эрмитаж или Алые паруса - всё инклюзив для досуга детей и взрослых. Чем ещё можно удивить столичных детей? Сегодня речь пойдёт не о столице, а о селе, о трудной судьбе Мите, о настоящей магии.
Митино детство
Мите 12 лет, но нормального детства он не видел. Родился он в местах не столь отдаленных, когда мама отбывала срок за кражу. Отца в жизни мальчика никогда не было. Были постоянные сожители и собутыльники матери, один из которых в пьяной драке и порешил её на глазах 8-летнего Мити. После этой трагедии Митю и его младшего брата Сашу взяла под свою опеку бабушка Нина Егоровна.
Пока Митя воспитывался у мамы, он отстал в обучении от своих сверстников, появились нервные заболевания, отклонения в поведении. Незрелая психика ребёнка пыталась защититься от атмосферы алкогольного угара. Внимание и ласку, что Митя недополучал дома, он желал найти в общении со сверстниками, вёл себя очень активно, но сказывалась разница в развитии и воспитании - дружба не складывалась.
Нина Егоровна старалась, чтобы у внуков было всё, что необходимо. Митя и Саша всегда были опрятно одеты, имели все принадлежности для учёбы, были всегда сыты. Даже дорогие мобильные телефоны мальчикам Нина Егоровна купила, думая, что так они получат больше знаний и опыта, необходимого в современном мире, будут современными.
С Митей часто приходилось ездить по больницам и обследованиям, так как тяжелое детство оставило свой след на психике ребенка. Но здоровье Нины Егоровны стало подводить, потому и она нередко обращалась к докторам за помощью. Домашние заботы не оставляли сил на то, чтобы больше времени и внимания уделять детям.
Саша учился лучше. Митя же каждый год с трудом переходил в следующий класс. Когда случилась трагедия, у него сменился классный руководитель. Молодая учительница Кира Борисовна много внимания уделяла детям, готовила праздники для них, брала в поездки. Мите нравилось в школе. Пусть учёба не давалась, но там были друзья и внимание Киры Борисовны. К 5 классу молодой учительнице удалось отогреть сердце ребёнка. Митя стал лучше понимать одноклассников, реагировать на свои недочёты, появились друзья.
Чем занимался Митя в свободное время? После уроков Митя оставался на кружок стрельбы или картинга, играл в шахматы, но больше его внимание стали занимать игры в телефоне, в которых он достигал больших успехов. Игры отвлекали Митю от учёбы и времяпрепровождения на свежем воздухе, также влияли и на без того слабое зрение. Иногда Митя ходил гулял по селу без особенной цели - искал что-то интересное, наверное.
Магия существует
Я познакомился с Митей ещё до того момента, как стал его классным руководителем в основной школе. У Мити в начальной школе я вёл шахматы. Он любил играть в шахматы. Сначала игра давалась с трудом, но он сумел освоить сложные правила и не уступал доброй половине класса.
В конце обучения в первом классе Митю хотели устроить в местный интернат с проживанием. Тяжело отрывать ребёнка от матери, но и жить в алкогольной атмосфере Мите было нельзя. Но комиссия не взяла его в интернат, указав, что мальчик педагогически запущен, но не 7 вида обучения. Так Митя остался в семье, где позднее воочию пережил страшную трагедию.
Кира Борисовна передала выпускной класс начальной школы, в котором учился Митя, мне. За год моей работы с Митей случалось всякое. Радость от участия в праздниках класса, воспитательные беседы о культуре речи, об отношении к девочкам, драка - всё то, что и происходит обычно с мальчиками в 5 классе. Приходилось постоянно держат связь с бабушкой Мити, чтобы своевременно делалось домашнее задание. И оно потихоньку делалось. Когда я заменял русский язык, литературу и историю в 5 классе, то старался так спрашивать Митю, чтобы поставить ему положительные отметки, которые помогут ему не остаться на второй год. И в 6 класс Митя таки перешёл.
По окончании учебного года мы с коллегой, учительницей английского языка Ульяной Николаевной, задумали свозить 5-й класс в парк города Таганрога, прогуляться и посетить аттракционы, сходить в пиццерию или кафе. Июнь выдался дождливым, но в запланированный день небесная канцелярия утвердила над Таганрогом солнце. В поездку отправился почти весь класс, Митя в том числе. Нина Егоровна с радостью отправила внука в поездку.
В электричке дети сели компаниями, а Митя оказался напротив меня, заявив, что любит быть один. Целый час мы проговорили. Столько "почему" я ещё никогда в жизни не слышал, но на все дал ответы. Могут ли снова появиться динозавры, откуда берётся радуга, что нужно сделать, чтобы быть популярным блоггером Ютуба, в какие игры играет Митя, в какие играл в детстве я и многое-многое другое.
Один из вопросов Димы во время поездки был о магии. Он спросил, существует ли настоящая магия. Я ответил, что сегодня наука может очень многое объяснить, но всё таки магия существует. Это взрослые не верят уже в чудеса, а дети верят. И трудно взрослым искренне отвечать детям на подобные вопросы. Не знаю, поверил ли Митя в тот момент мне или нет.
В Парке Горького Митя был впервые и сразу отправился к гигантским качелям "Емеля". Ему о них рассказывал друг. Часть класса осталась с Ульяной Николаевной и Кирой Борисовной, пришедшей проведать своих бывших подопечных. Дети этой встрече оказались рады. А со мной смельчаки отправились на "Емелю". Когда лодка-качеля стала сильно раскачиваться, Митя светился от счастья. Что он испытывал в этот момент? Любопытство, восторг, радость. Когда 3 минуты катания подошли к концу и Митя спустился ко мне и сказал, что обязательно купит ещё билет на "Емелю" - так понравилось ему кататься. Я же убедил Митю попробовать что-то новое. Митя прокатился ещё на "Вихре" и "Сюрпризе", а вот на Колесо Обозрения ни под каким предлогом не захотел идти. Видимо, очень высоко, но он об этом не сказал.
Одним мороженым сыт не будешь. Подошло время обеда. Все дети наперебой стали просить пойти в Макдональдс. Раз так, ничего не поделаешь, пошли в Макдональдс. Я редко был в Макдональдсе, потому для меня все эти чикен, бургер, комбо, макнаггетс - не очень понятные блюда. Большинство детей уже бывали в Макдональдсе с родителями. Они смело делали заказ. Митя же скромно стоял в стороне рядом с нами и вдруг сказал, что не хочет есть. Конечно, он застеснялся. Ульяна Николаевна тут же переспросила у Мити, почему он не хочет? Сказала, что поможет выбрать и сделать заказ. Она взяла Митю за руку, и вместе они выбрали все эти чикены и бургеры. Я видел, как Ульяна Николаевна добавила свои деньги к Митиным при оплате.
Мы с Митей обедали на втором этаже. Он мне сказал, что Ульяна Николаевна ему очень помогла, и он благодарен ей. Хочет, чтобы я передал ей это. Я предложил Мите сказать ей об этом лично, но он постеснялся. Просьбу я выполнил. После обеда мы отправились снова в парк. Планировали сходить на море посмотреть, но в Таганроге как раз ремонтируют трамвайные пути, трамваи не ходят, а пешком бы не успели. Да и "Емеля" такое впечатление произвёл на всех, что пошли кататься снова всем классом.
Бабушка дала Мите достаточно денег на всё, но их не хватило (надо же успеть попробовать многое в это день), а осталась ещё одна карусель, на которой хотелось бы прокатиться всем. Многие приобрели билеты на неё, а Митя сидел на лавочке. У него закончились деньги. Я предложил Мите оплатить катание на "Орбите". Он согласился, радостно благодарил меня и сказал, что обязательно вернёт деньги. Я ответил, что это ему подарок.
Когда мы шли обратно, Митя говорил, что "это был самый лучший день в жизни, и он его никогда не забудет". И тогда я понял, что магия существует. Сегодня она случилась с Митей в парке города Таганрога на его старых механических аттракционах.
Послесловие
Меня часто спрашивают, почему я работаю в сельской школе, не перехожу в центральные, не пытаюсь устроиться в частную школу Москвы, ведь з/п на селе маленькие, перспективы мало. А такие моменты и наполняют смыслом работу. Это и есть Богатство, а не богатство.
Обращайте внимание на тех, кто рядом. Бывает так, что обстоятельства не позволяют радоваться в жизни даже, казалось бы, простым вещам. А сделать маленькое чудо способен каждый из вас.
PS. Спасибо Кире Борисовне, что всегда рада встрече со своим классом, спасибо Ульяне Николаевне за участие в поездке и неравнодушие.