Найти тему

Пояс длиной 775 метров. История Святой Канавки

4,9K прочитали
В Нижегородской области находится четвертый после Афона, Киева и Иверии удел Богоматери на земле – Серафимо-Дивеевский монастырь. Одна из главных святынь здесь – Богородичная Канавка.

В Нижегородской области находится четвертый после Афона, Киева и Иверии удел Богоматери на земле – Серафимо-Дивеевский монастырь. Одна из главных святынь здесь – Богородичная Канавка. Пресс-служба Главгосэкспертизы России расскажет об истории ее возникновения, а затем и возрождения.

25 ноября 1825 года семидесятилетнему иеромонаху Свято-Успенской Саровской пустыни Серафиму, который за восемнадцать лет до этого принял иноческий подвиг молчания и почти пятнадцать лет провел в затворе, было видение Богородицы. Пресвятая Дева говорила об обители в селе Дивеево: Агафья Мельгунова, ставшая затем игуменьей Александрой, построила здесь каменную церковь Казанской Богоматери, а перед своей кончиной просила Серафима Саровского позаботиться об общине. Так вот, Пресвятая Дева приказала старцу создать в Дивеево новую, Мельничную общину, и отгородить ее от старой, Казанской, специальной канавкой – насыпью со рвом. В видении Серафима Богородица прошла кругом по участку площадью в три гектара, где должна была появиться канавка, объяснив, где именно и как она должна пролегать, показав все ее повороты. Это небольшое фортификационное сооружение должно было делать неровный круг по периметру будущего храма, куда Богородица распорядилась забрать нескольких сестер из старой общины. По словам Пречистой Девы, ров должен был стать защитой от Антихриста: тот не сможет перейти препятствие.

Кроме того, Богоматерь продиктовала Серафиму устав новой обители, велела ему срубить в Саровском лесу деревья и построить из них на указанном участке мельницу и 19 келий. Также следовало возвести две новые Рождественские церкви. Деньги на их строительство дал помещик Михаил Мантуров, исцеленный Серафимом от смертельной болезни.

Несмотря на авторитет Серафима Саровского и его выдающуюся способность убеждать между моментом видения Богородицы и началом строительства Канавки прошло больше трех лет.

Сначала пришлось ждать, когда генеральша Постникова передаст свои земли Дивеевсксой обители. Вера Андреевна Постникова, урожденная Баташева, обещала пожертвовать монастырю десятину земли, но замешкалась с оформлением бумаг. Зато, когда дело сдвинулось с места, она передала обители не одну, а целых три десятины. Старец Серафим был счастлив.

Однако, когда земля была оформлена, сестры не торопились начинать работы, – а ведь, по словам Богородицы, строить канавку должны были именно монахини. Тогда Серафим, который был уже совсем стариком, сам принялся копать ров. Увидев это, сестры бросились ему в ноги, а когда поднялись, старца уже не было, лишь мотыга с лопатой лежали на земле. Это было очередное чудо, сотворенное святым.

Женщины с энтузиазмом принялись за работу. Серафим велел им рыть канаву глубиной в три аршина (аршин равен 71 см), а землю бросать внутрь обители, чтобы образовался вал высотой также в три аршина. Для его укрепления старец велел насадить крыжовник. Никаких инженерных расчетов и чертежей Серафим, конечно же, не составлял, лишь в самом начале работ он вместе с монахинями расставил на земле необходимые метки. А вообще-то он постоянно повторял, что «канаву сама Царица Небесная своим пояском измерила».

Строительство продолжалось до самой смерти Серафима Саровского. Он будто ждал окончания работ, и когда Святая Канавка была готова, скончался в келье Саровского монастыря во время коленопреклоненной молитвы. Это случилось 2 января 1833 года. Через семьдесят лет, по инициативе Николая II, старец Серафим был прославлен Русской православной церковью в лике преподобных.

Первое время Канавка, которая представляла собой все же скорее насыпной вал над рвом, была обеспечена необходимым уходом. Но постепенно внимание к ней ослабевало, по насыпи стали ездить на лошадях, через ров перебросили мостики.

В 1861 году, когда обитель стала Серафимо-Дивеевским монастырем, его игуменья Мария (Елизавета Алексеевна Ушакова) уничтожила мосты и переходы через Канавку, расчистила ее от мусора и восстановила вал там, где он осыпался. Однако игуменья Мария частично изменила конфигурацию канавки и ее расположение. Именно тогда Канавка перестала быть собственно границей монастыря, а превратилась в молитвенную тропу. Каждый вечер по ней ходили сестры, читая по 150 раз «Богородице Дево, радуйся». В начале XX века вдоль тропы были высажены деревья.

После революции в национализированных зданиях Дивеевского монастыря открыли трудовую артель, а в 1927 году Святую Канавку засыпали, проложив через ее территорию дорогу, а также водопроводные, канализационные и газовые трубы. После распада СССР восстановление дивеевской святыни длилось семь лет – с 1997 по 2004 годы. В 2006-м был прорыт последний отрезок, оставленный прежде для прохода детей в расположенную рядом школу. Поскольку восстанавливать Канавку решили по заветам Серафима Саровского, работы, как и в 1826 году, велись вручную, с использованием самых простых инструментов. Расположение Канавки также скорректировали по первоначальному - «саровскому» - варианту. Тропу выложили бетонными кирпичами, вдоль вала установили металлическую ограду, а дно рва забетонировали. Длина Канавки составила 775 метров, а территория внутри нее - 2,995 десятины, как и за сто двадцать лет до этого.