Найти тему
Тлен Нетленный

ОГЭ надо отменить? А может, не в нём дело?

Как же меня умиляют родительские истерики на фоне экзаменов. Я ещё могу понять, когда возмущаются после ЕГЭ. Но когда вой начинается у родителей девятиклассников...

Наткнулась недавно на статью, в которой говорилось, что 25% процентов школьников в одном из регионов завалили ОГЭ по математике. Увидела заголовок — подумала, что просто внимание привлекают жадные до просмотров СМИ. Ан нет.

Это моя первая статья на "Дзене". Решилась написать, потому что уже не первый год идёт обсуждение этой темы, и каждый год одно и то же. Что называется, накипело.

Сразу обозначу свою позицию — я не считаю ОГЭ по математике сложным экзаменом. Тем более, если мы говорим о том, что ребёнку нужно просто сдать. Тройка его устроит. Тут можно даже вторую часть не трогать.

Я специально открыла несколько вариантов ОГЭ. Открывала, открывала, искала, где ж там могли дети споткнуться — и потом оказалось, что споткнулись совершенно не там, где я ожидала.

Первое, что меня повергло в транс, когда я начала читать мнения по этой теме — то, что родители считают первые пять заданий, которые ввели в 2020-ом году, сложными. Знаете, что в них сложного?

Оказывается, деточки, некоторым из которых уже исполнилось 16 лет, не могут вычленить нужную информацию из текста. Да, там нагромождение информации. Но разве не было множество претензий по поводу того, что математика — это абстрактная наука? Что должно быть больше практических задач и т.д.?

В современном мире целая гора мусорной информации. Если дитё доросло до таких лет и не научилось анализу текста — мне кажется, это никак нельзя спихнуть на учителей математики. Я же точно помню, как на уроках русского нас заставляли карандашиком подчёркивать предложения, в которых была основная мысль текста. Как мы писали изложения, и нас учили не строчить всё подряд под диктовку, а НА СЛУХ обрабатывать информацию, выкидывать несущественные детали и записывать главное. После младшей школы не было никаких детских текстов, дадут какую-нибудь нудятину от Толстого — и разбирайся, что он там имел ввиду.

Неужели всё это исчезло из школы? Или они уже даже эти задания списывать пытаются? Навык же должен оставаться.

Едем дальше.

Задания с 6 по 8 — арифметика, простейшие корни и степени, действия с дробями. В седьмой класс никто не хочет вернуться? А то и в пятый.

9 задание — снова арифметика, дроби и уравнения. Пока мы остаёмся в рамках седьмого класса.

10 — простейшая теория вероятности, которая сводится к действию "число нужных исходов/сумма всех исходов". Шестой класс. Может, кто-то не сможет поделить и перевести в десятичную дробь, например 17/20. Или запутается и напишет проценты. Но нет, благо, практически все считают эту задачу элементарной.

11 — графики. Вообще, по-хорошему, ребёнок должен знать свойства графиков (по типу возрастания/убывания функции в зависимости от знака перед коэффициентом). Но даже если забудет... Какая проблема подставить несколько цифр вместо "х" и нарисовать три графика?

12 — подставить числа в готовую формулу. Очень сложно.

13 — неравенство. Наконец-то мы выбрались из седьмого класса! Неравенство часто дробно-рациональное. Что мы делаем с дробно-рациональными? Числитель равен нулю, знаменатель — не равен. В зависимости от знака в неравенстве определяем, строгое оно или нет. Ох, как тяжело, целых три пункта в алгоритме.

14 — явно просматривается прогрессия, которую проходят в девятом классе. Они даже забыть её не успели (если, конечно, учили). Квест "пойми, какая формула тут подходит, подставь туда числа и найди необходимую переменную". На эту задачу, как ни странно, не жалуются, хотя после воя от первых пяти показалось, что и она должна была попасть под раздачу из-за "недетской" формулировки. Позже попробую выдвинуть предположение, почему этого не случилось.

А сейчас — внимание! Второй повод для жалоб. Понятия не имею, как так получилось, но... под раздачу попала геометрия.

Основная жалоба заключается в том, что почему-то по предмету "математика" не оценивают так, будто он на самом деле называется "математика 1-6 класс и алгебра". Дети недобирают баллы на геометрии, и поэтому им ставят двойки за весь КИМ.

Вообще, тотальный завал геометрии выглядит логично, естественно и одновременно... страшно, что ли. Геометрия даже в большей степени, чем алгебра, учит размышлять, строить логические цепочки. А ещё это предмет, для которого как никогда актуальна переделка "практика без теории мертва". Если ребёнок не знает теоремы — он не сделает ни одну задачу, в которой она применяется. Чем базовее теорема, тем хуже. В арифметике и алгебре хотя бы иногда есть альтернатива в методах решения.

Именно поэтому в ОГЭ есть отдельный номер на проверку геометрической теории. Все остальные номера — это задачи, которые основываются на этой теории. Смежные и вертикальные углы, признаки равенства треугольников, свойства медиан, биссектрис и высот, равнобедренные треугольники, теорема Пифагора, определения синуса, косинуса, тангенса и котангенса, центральные и вписанные углы — чаще всего проверяются эти разделы. Теорем не так много. Разве учитель виноват, что их не учат (отчасти — да, но об этом, опять же, позднее)?

Значит, не знают теорию. А если и знают, то просто зубрят, не подкрепляя её практикой. А ещё, возможно, не могут решать задачи в комплексе — когда требуется несколько теорем из разных разделов. В любом случае, на ОГЭ нет ни одной геометрической задачи, которой не было до этого в легендарном учебнике Атанасяна. И нет ни одной теоремы, которая бы не изучалась в школьной программе.

Дальше идёт вторая часть. В которой, на мой взгляд, даже троечник сможет решить первый номер. Но мы остановимся на том, что уже обсудили. Для тройки этого достаточно.

Итак, все задания входят в школьную программу. И что же я слышу?

"Мы не проходили задачи на шины в школе!". А разве школа должна учить типовым вариантам? Разве она должна учить ребёнка каким-то отдельным задачам? Или, наоборот, её задача — заставить его думать головой и осваивать общий принцип; давать, наоборот, самые разнообразные задачи, чтобы он не пугался новых формулировок и незнакомых слов? Опять же, это задача не только математики — почему люди в шестнадцать лет пугаются "сложных слов" в текстах, почему не могут понять, что от них не требуют их толкования на этом экзамене?

Помните, что я говорила про задачи на прогрессии? Я удивилась тому, что формулировка мудрёная, а жалуются единицы. При этом ругань на первые пять задач. И, кажется, поняла, в чём дело — задание на прогрессии старое. Уже есть отработанный алгоритм. Введи его в этом году — такой же шум поднялся бы. Ребёнок, по сути, не тему выучил, а типаж задания.

Нельзя готовить к экзаменам по типажам. Ребёнок на математике не должен учиться зубрить формулировки. Даже в обществознании заучивание терминов должно быть осмысленным, что уж говорить про технические предметы.

"Надо отменять ОГЭ/делать экзамен менее сложным!". Да куда уж легче-то?! Что мы, бесконечно будем понижать планку, чтобы дети в итоге первые семь лет осваивали счёт столбиком? Учителям уже сейчас приходится ориентироваться на слабых учеников, вытягивая их, чтобы было как можно меньше двоек, приходится понижать требования ко всему классу. Вот именно по этой причине всё так плохо именно там, где учеников жалеют, дают послабления, натягивают тройки. Не они подтягиваются, а все остальные опускаются на их уровень. С экзаменом то же самое — пожалеем сейчас детей ради рейтингов и пятёрок, потом будем расхлёбывать то, что у них знаний с гулькин нос.

Учёба не должна превращаться в фабрику штампования приемлемых оценок для отчётов. Нельзя делать из двойки и оставления на второй год истерику и конец света — это и к учителям, и к родителям относится. Дайте детям возможность ошибаться, честно показывать свой уровень подготовки. А учителям — возможность контролировать процесс, потому что без оценок и экзаменов это будет, ну... хождение в кружок по математике. В лучшем случае. Дайте им возможность ставить двойки на контрольных — только тогда будет меньше двоек на экзаменах.

А ОГЭ — ни о чём. Всего лишь симптом уже давно бьющегося в лихорадке образования. Хотите, чтобы ребёнок сдал экзамен — за год до ОГЭ, летом, дайте ему учебники с пятого по восьмой класс, пусть вспоминает. Зуб даю, что потом и за девятый класс оценки хорошие будут, и экзамен минимум на четвёрку сдаст.