Найти в Дзене

Не спать! Машина сама решит, кто сядет за руль

Прогресс не стоит на месте. Уже совсем скоро автомобили будут контролировать состояние водителей. С помощью специального устройства машина сама определит, стоит пускать человека за руль или нет. Как это работает и когда ждать новшество на практике?

Фото: pixabay
Фото: pixabay

И действительно, ждать осталось совсем недолго. Уже в следующем году все автомобили, которые выпускают в Евросоюзе, должны будут оснащать системами, контролирующими состояние водителя. Предполагается, что умная машина будет в постоянном режиме следить за человеком за рулем, а если вдруг он начнет засыпать – техника тут же разбудит водителя. К слову, этой новинкой уже сейчас оснащают некоторые модели премиум-класса. В России такие системы под названием "Антисон" пока устанавливают только в общественном транспорте.

Примерно 4 года назад компания Ford провела исследование, согласно которому каждый третий российский водитель хотя бы раз в жизни засыпал за рулем. Результаты опроса утверждают, что 7 из 10 инцидентов на дорогах происходят по невнимательности автомобилиста. Еще в 2019 году эксперты начали активно обсуждать необходимость внедрить во все транспортные средства технологию, которая будет определять психофизическое состояние водителей. Как это работает? Сервис мониторинга следит за тем, как человек реагирует на внешние воздействия. Система состоит из видеокамеры и нейросети, которая обрабатывает информацию о водителе. Камера отслеживает не только взгляд или положение головы - поскольку это не дает целостного представления о том, как себя чувствует автомобилист. Нейросеть обучена глубокому мониторингу состояния человека: она анализирует лицо на предмет физического и умственного отвлечения, когнитивной нагрузки, сонливости и так далее. Если камера фиксирует потерю внимания, система подает водителю звуковой или световой сигнал, чтобы его разбудить. Также она отслеживает усталость, засыпание, зевание и даже непристегнутый ремень безопасности, курение, еду за рулем и столкновения. Да, и курение, и еда за рулем - это факторы отвлечения внимания. А за столкновения система принимает даже наезд на искусственные неровности, которые в народе называют "лежачими полицейскими".

С прошлого года систему «Антисон» установили на 9 тысяч машин в столице, включая автобусы, троллейбусы, трамваи и даже метро. За первые полгода эксплуатации сервиса, аварийность на дорогах Москвы снизилась на 26%. Эксперты говорят, что технология предотвратила более 5ти тысяч потенциальных дорожных инцидентов. Нашему автомобильному рынку нужно приготовиться к тому, что уже в следующем году в Россию приедут автомобили, которые следят за нашим психоэмоциональным состоянием. На российский автопром, если его машины не поставляют в Европу, это требование не распространяется. Хотя вполне возможно, что к этому мы придем немного позже. Кстати, вероятно, что наличие, а также работоспособность таких устройств будут проверять при техосмотре. Однако не стоит опасаться, что проверки начнутся сразу же, как только в Европе такие машины выйдут в продажу. А уж насколько полезной окажется такая система – покажет время.