Всем привет! В сегодняшней подборке свежего кино три фильма, которые никак нельзя назвать проходными - это номерные части известных франшиз, и, несмотря на то, что некоторые из них вышли, скажем так, спорными, посмотреть и составить мнение, определенно, стоит.
Тихое место. Часть 2
Этот фильм ждали достаточно долго, особенно учитывая, как тянулось время на самоизоляции. И учитывая, что из-за карантинных мер выход фильма откладывался - изначально вторая часть саги (уже есть все причины назвать франшизу сагой - выход следующих частей не вызывает сомнений, к тому же готовится спин-офф во вселенной Красински) должна была выйти куда раньше. И вот, наконец, свершилось - и тут надо учесть один интересный факт. Но об этом позже.
Итак, фильм берёт свой старт не с продолжения истории, оборвавшейся в конце первого фильма вместе с оборвавшейся жизнью отца семейства, роль которого весьма недурно исполнил сам режиссер. Вторая часть разворачивает корпус и отбрасывает нас на некоторое время назад, демонстрируя день, когда всё началось. И, надо сказать, аллегория стремительно развернувшейся тачки тут хорошо подходит - старт получился динамичным и весьма захватывающим. После неспешных сцен выходного дня, которое семейство Эбботта проводит на бейсбольном матче сына, герои, как и многие другие люди отправляются по свои делам на машинах. Семья протагонистов разделяется и скоро два двигающихся по улочкам городка авто вынуждены менять скорость, направление, и герои уже мчат, не разбирая дороги.
Внезапно буквально с неба свалившиеся монстры устраивают на улицах настоящий террор, так что в мгновение ока персонажи оказываются в другой реальности. Буквально за секунды их жизни меняются, больше не подчиняясь привычному ходу вещей. Чудом уцелевшие осколки семейства воссоединяются, чтобы начать новую непростую жизнь в мире, где нельзя издавать ни звука - именно такими мы застаём их в оригинальном фильме. В этом старте есть и хорошее и плохое. Несмотря на отсутствие каких-то гениальных идей и находок, вводная сцена получилась динамичной, жёсткой и насыщенной. Показать, насколько грубо, резко и кардинально в секунды поменялась жизнь героев - хороший ход. С другой стороны, этот приквел не дал никаких ответов о природе зла, и, к тому же, лишил историю о Эбботтах некоторой таинственности. Это стало первым ключом к истончению атмосферы оригинала.
Дальнейшие события, в целом, можно описать в двух предложениях. Нельзя считать это существенным недостатком, но, если честно, вторая часть фильма не предлагает ничего существенно нового. Механики мира и монстров мы уже знаем, нестандартный метод борьбы с ними Красински анонсировал опять же в первой части. Нам анонсировали таинственного персонажа, но им оказался знакомый семейства Эмметт, который выручает семейство, дав им временное укрытие. Конечно, никуда не делось напряжение - сеттинг с монстрами с чутким слухом позволяет создавать трилловые сцены.
Итак, персонажи попадают в ловушку, которая оказывается частью защиты Эмметта, Эмметт впускает их в своё защищенное убежище, Эмметту тут же дают понять, что его жизнь отшельника на этом заканчивается. Далее дочь семейства Рэган слышит по радио песню, и у неё появляется теория, которую она отправляется проверить. Пока Эмметт пытается найти Рэган, героиня Эмили Блант идёт на поиски аптеки, а Маркус, оставшийся приглядывать за младенцем, попадает в заварушку.
Что касается актерской игры - всё так же на высоком уровне, правда особенного раскрытия персонажей ждать не стоит, хотя персонаж Киллиана Мерфи Эмметт так и просился на интересную трансформацию. В техническом плане всё грамотно и хорошо - Майкл Бэй в роли продюсера постарался за зрелищность начальной сцены. Как я уже говорил, в атмосфере мир несколько потерял - отчасти из-за вступления, отчасти из-за просадки логики в последующих событиях. Но фильму вновь удалось сделать тот же трюк - первая картина стала тем, чего давно ждали - качественным, крепким, выверенным блокбастером на стыке хоррора и семейной драмы. Это фильм, на который стоило пойти в кино. Вторая часть, отчасти из-за своевременного выхода, когда кинозалы открыли, является таким же хорошим поводом сходить в кинотеатр, несмотря на все минусы.
Пила. Спираль
Об этом фильме долго говорили, а теперь о нём можно говорить ещё дольше - когда мы наконец увидели ту самую страницу "Из книги Пилы" (а именно так переводится название, как бы давая понять, что это не имеет прямого отношения к Пиле), обсуждать это творение можно бесконечно.
Итак, "Пила" - одна из самых молодых и при этом долгоиграющих хоррор-франшиз, пришедшая на смену классическим многосерийным слешерам. Несмотря на то, что свежесть идеи и оригинальность кошмарных сцен улетучилась уже давно, "Пила" набрала огромную армию фанатов, и этот простой факт является ответом на вопрос "зачем всё это продолжать снимать?"
Рейтинги каждого нового фильма "Пилы" падали всё ниже, никаких неожиданных прорывов и ярких всплесков. И вот - в прошлом году нам анонсировали возвращение за пульт режиссера Даррена Линна Боусмана, ответственного за 2-4 части франшизы и нечто совершенно новое в плане сюжета - нечто, обещавшее масштабную перетряску. Перетрясли. Но совсем не в том месте и не как обещали. К проекту подключился Крис Рок, который настойчиво хотел сыграть главную роль, к тому же участвовал в качестве продюсера, влияя на сценарий.
Что получилось в итоге. Фильм предлагает нам историю честного полицейского Зика, в честность которого не верит никто, да и поведение его, если честно, не располагает к нему. Он хамит, бахвалится, очень странно ведёт себя с отцом (роль Сэмюэла Л. Джексона). Остальные персонажи также выглядят малоубедительными - капитан Энджи, будто сошедшая с экрана аргентинского сериала, малоприятный детектив Фитч, молодой напарник Зика Уильям, который, кажется, явился, чтобы Крис Рок смог разыграть своего Уилла Смита в своей партии "Плохих парней". Только получилось плохо в плохом смысле. Все эти персонажи разыгрывают клишированные сцены, сюжет предлагает повороты, которые было неплохо видно с самого начала пути - так что старайтесь не угадывать, а то угадаете. Кроме того, фильм пестрит странными старомодными сценами флешбэков, каких кино не видело уже давненько. Кто-то считает это остроумным стёбом, но, если честно, это не похоже на стёб - всё играется на серьёзных нотах.
Надо ли говорить, что пускай и оригинальные, насколько это возможно для 9 части, сцены расправы над жертвами, смотрятся здесь как-то неуместно. Как и сама наскоро прикрученная история Пилы, почерк которого узнаёт детектив Зик, расследуя убийство коллеги. Идеология у убийцы есть, но она ужасно надуманная, как и моральная вилка в концовке фильма.
Тут нечего резюмировать - это мог быть удачный стёб, или своеобразная детективная история, но мешает слово "бы", если бы не упоминание франшизы "Пила", вряд ли кто-то стал бы воспринимать этот фильм серьезно. Да, фильм самый звездный за всю историю и самый дорогой, да технически он реализован неплохо, и если вы ностальгируете по ТВ-детективам конца 80-х, возможно, вас порадует эта история. И хотя об этой странице из книги "Пилы" можно позабыть, увидеть один раз всё же стоит.
Заклятие-3. По воле дьявола
Если в новом фильме линейки "Пила" патриарх серии Джемс Ван, который переизобрел массовый хоррор для поколения 2000-х, участвовал лишь в качестве продюсера, то в новом фильме вселенной "Заклятия" он значится как сценарист. Если "Пила" заняла нишу слешеров на выбывание, предложив взгляд на жанр под другим углом, то "Заклятие" и "Астрал" стали мощными столпами ужастиков о призраках и сверхъестественном.
Новый фильм "Заклятие", как и предыдущие фильмы франшизы и спин-оффы про куклу Аннабель, берёт за основу реальную историю из закромов знаменитых американских охотников за паранормальными явлениями Эда и Лоррейн Уорренов. Начинается всё с жутковатого обряда экзорцизма, который чета Уорренов проводит совместно со священником. 11-летний Дэвид Глэтцель был подвержен экзорцизму после демонстрации странного поведения, жутких ночных кошмаров и видений - семья Глэтцеля обратилась к Уорренам, которые подавали несколько запросов в церковь для проведения ритуала. Эти сцены основаны на реальных событиях, и, как и в фильме, в реальности Арне Джонсон присутствовал при обряде и приказал одному из демонов забрать его вместо Дэвида. В ходе начальной сцены также происходит сердечный приступ у Эда Лоррейна, что выбивает его из строя, так что о вероятной одержимости Арне Лоррейны сообщают несколько позднее - к сожалению, слишком поздно, когда Арне Джонсон уже успевает убить мужчину, пристававшего к его девушке.
Далее Лоррейны делают в суде беспрецедентное на тот момент заявление - впервые в истории факт одержимости фигурирует в деле, как попытка отменить или смягчить наказание. Пока Арне находится под стражей, Уоррены начинают разбираться в причинах одержимости.
Несмотря на то, что основная конструкция, описанная выше является задокументированными фактами с некоторыми искажениями, многие детали изменены. К тому же, всё последующее действо, связанное с расследование - выдумка. И в этом авторов упрекать не стоит - фильм должен быть смотрибельным и интересным, иначе 3/4 нового "Заклятия" превратились бы в судебную драму и освещали бы принятие непростого решения судом присяжных.
Итак, Лоррейны начинают расследование, основным вопросом которого становится "кто мог наложить заклятие на 11-летнего мальчика?". Вскоре чета находит странный и жуткий колдовской тотем, который наводит их на след некоего сатанинского культа. В массачусетском городе Данвере Уоррены помогают расследовать исчезновение Джессики, в доме которой находят такой же тотем ведьмы, и подруга которой Кэти была найдена убитой. Уоррены помогают следствию найти тело Джессики, через контакт с которой Лоррейн получает видение, подтверждающее, что Джессика убила Кэти также будучи одержимой. После жуткой сцены в морге, в ходе которой Лоррейн понимает, что вошла в контакт с жуткой ведьмой (похоже на механику видений Одиннадцать из "Странных дел"), Уоррены становятся мишенями для колдуньи, которую им предстоит найти прежде, чем она расправится с ними. Параллельно мы видим историю Арне, который, дожидаясь приговора, всё ещё подвергается атакам злых сил.
Всё, что было описано в предыдущем абзаце, имеет отношение к фантазии сценаристов, которые пытались сделать фильм многослойным, но никак не связано с реальностью. Но проблема не в этом - как я говорил, художественная выдумка никому не мешает. Проблема в какой-то старомодности всех этих ходов - если первые "Заклятие" и "Астрал" удивляли необычностью подачи, то здесь от этого не осталось следа. Культ, ведьма, история странного отца Кастнера - всё это не поражает своей оригинальностью. Плюс к этому, фильму присуща некоторая неуклюжесть подачи и общая перегруженность - желая разнообразить историю, авторы добились обратного эффекта.
В целом, всё не так плохо - Вера Фармига и Патрик Уилсон на местах, они всё ещё создают достоверный образ крепкой четы, к тому же их связи тут уделили больше внимания, ловко прикрутив это к теме победоносной любви (это тоже несколько старомодно сделано). С визуальной частью и эффектами всё хорошо - связь через некий портал, жуткие монстры, ведомые некромантией, и особенно отличная трансформация колец шторки в ванной в жуткие пальцы (это просто пятерка!) - тут не к чему придраться. Но немного жаль, что имея в качестве базы реальную историю, при том довольно нелинейную, с двумя реальными жуткими событиями, авторы умудрились перегрузить фильм и сделать его куда слабее первой части.
Ещё в Телеужин:
Для марафонцев - 15 лучших хоррор-сериалов 2020 по версии Ranker
Не только лучшее - хорроры 2020го с самым низким рейтингом
Арни рекомендует - 6 любимых фильмов Арнольда Шварценеггера
Ещё свежее кино - три разноплановых хоррора в предыдущем выпуске "Свежевыжатых"
Что действительно смотрят - Netflix поделился ТОПом фильмов собственного производства