В последние годы интерес к нон-фикшен заметно вырос: книги на прикладные темы серьезно изменили рынок. Казалось бы, зачем тратить время на чтение художественной литературы, если писать «сильные» тексты научит «Пиши, сокращай» Максима Ильяхова? Но на самом деле классическая и современная проза — богатый источник идей и приемов для блогеров. Разбираемся, что можно и нужно почерпнуть из фикшена.
Небанальная лексика
Художественная литература прежде всего помогает обогатить словарный запас. Допустим, ваш канал посвящен моде. Описания в духе «очень красивое платье» быстро наскучат читателям. Из реалистических, насыщенных бытовыми деталями романов Бальзака, Тургенева, Теккерея вы узнаете, что платье может быть струящимся, изящным, строгим, оттеняющим бледную кожу и т. д.
Кроме того, книги помогают разобраться, как правильно использовать сложные понятия и не попадать впросак. Например, смысл загадочного слова «комильфо», которое вставляют в статьи по поводу и без, раскрывает для нас Чехов в рассказе «Ариадна»:
«Завтра я представлю вас здесь одному русскому семейству. Только, пожалуйста, купите себе другую шляпу. — Она оглядела меня и поморщилась. — Аббация не деревня, — сказала она. — Тут надо быть комильфо».
Типы композиции
Похожие истории можно рассказать разными способами. «Война и мир» Льва Толстого и «Лавр» Евгения Водолазкина — исторические романы (пусть автор последнего и утверждает обратное), которые заметно отличаются друг от друга с точки зрения композиции. У Толстого события развиваются неторопливо, линейно, Водолазкин же разбивает книгу на динамичные смысловые блоки.
«Петровы в гриппе и вокруг него» — тоже слепок эпохи, но Алексей Сальников выбирает для своей книги сложную концентрическую композицию, напоминающую спираль. Художественная литература учит креативно подходить к организации текста и, таким образом, делать его более захватывающими.
Представления об индивидуальном стиле
Воннегут писал короткими, рублеными фразами и не боялся несколько раз использовать слово «был» на соседних строках. Пруст мог одно предложение растянуть на целую страницу, создавая тягучую атмосферу вспоминания. Гашек был мастером абсурдистских диалогов. Стейнбек сочетал нарочито простой язык с необычными характеристиками вроде «золотисто-золотая кожа». Одним словом, классики знали, как сделать свою прозу узнаваемой, и этому навыку точно стоит поучиться блогеру. Конкуренция в Дзене высока: чтобы ваши тексты лучше читались, у них должен быть особый стиль, который выделяет их на фоне однообразного контента.
Особенности жанров
Казалось бы, в литературе есть два основных жанра: роман и рассказ. Но в действительности жанровое многообразие художественной прозы огромно, и оно может вдохновить на изобретение новых форматов для вашего блога.
Почитайте «Белый пароход» Чингиза Айтматова, в который вставлена легенда о матери-оленихе. Возможно, после этого вам захочется оформить рецепт новогоднего блюда в виде притчи о гусе, успешно выполнившем свое земное предначертание.
Рассказ о том, как вы сходили на неудачное свидание, можно превратить в комедию положений, опираясь на «Женитьбу» Гоголя, а серию заметок о жизни многодетной семьи — сделать похожей на роман воспитания в духе «Маленьких женщин» Луизы Олкотт.
Приемы для раскрытия персонажей
Да, в романах мы встречаем вымышленных героев, а в Дзене авторы описывают своих родственников, соседей и друзей. Но, чтобы за приключениями вашей любимой бабушки было интересно следить, необходимо поработать над ее образом, который вы транслируете на своем канале. В художественной литературе для этого существует масса приемов.
Персонажи Диккенса кажутся такими выпуклыми и человечными потому, что автор не ограничивался описанием их внешности. Мы знаем, в каком доме жил мистер Домби в романе «Домби и сын», какими предметами особенно дорожил капитан Катль и какие словечки использовала Сьюзен Ниппер. Чем больше таких деталей вы упоминаете о героях вашего канала, тем более живыми и близкими они выглядят для аудитории.
Подходы к образу автора
Сразу проясним: образ автора не равен самому писателю. В книге он может быть безликим демиургом, который управляет жизнями персонажей и порой позволяет себе назидательные высказывания. Иногда он скрывается за образом рассказчика — того, кто видел описанные события, а иногда становится их участником. Например, в новелле Проспера Мериме «Кармен» есть и автор, и рассказчик.
Точно так же вы можете выбрать, какую авторскую позицию занять в своем блоге. Допустим, вы готовите серию статей о недавнем путешествии. Что сработает лучше: отстраненно рассказать о поезде, отеле, достопримечательностях? Или поставить себя в центр рассказа и быть его полноценным героем? Попробуйте для начала сравнить «Эшелон на Самарканд» Гузели Яхиной и «Москва — Петушки» Венедикта Ерофеева. Обе эти книги посвящены дороге, но образ автора в них совершенно разный.
Способы удержать внимание читателя
Дочитываемость материалов — один из главных показателей для монетизации каналов в Дзене. Но обеспечить ее авторы часто пытаются за счет многословных отступлений и утомительных подробностей, и работает это плохо. В то же время, мы не можем оторваться от «Щегла» Донны Тартт, хотя он занимает более восьмисот страниц.
Почему так происходит? В романе есть интересная завязка, драматизм, непредсказуемый сюжет и яркие герои, он поднимает проблемы, которые близки многим людям. Конечно, пытаться уместить все эти приемы в одном тексте бессмысленно. Но, возможно, если вы попробуете не просто рассказать о выставке, а предложить читателям подумать, как искусство спасает нас от одиночества, вашу статью дочитает значительно больше людей.
Подготовила Мария Смирнова