Формируя ассортимент «вслепую», владельцы магазинов теряют часть прибыли. Интуитивные закупки приводят к дефициту или избытку товаров. В первом случае клиенты уходят к другим продавцам, у которых есть нужный продукт. Во втором — потраченные на ассортимент деньги застревают на складе в виде невостребованных товаров. Особенно остро проблема стоит в фуд-ретейле — залежалая продукция превращается в неликвид, и компенсировать расходы уже нельзя. Как решить эти проблемы и найти золотую середину, рассказываем в статье.
Выстраиваем стратегию закупок
Даже в рамках одной компании иногда приходится использовать разные методы пополнения запасов. В первую очередь необходимо определиться с главными товарами. Лучше всего для этого подходит ABC/XYZ-анализ — он помогает ранжировать продукцию по приоритетности и спросу. ABC-анализ показывает, какие товарные позиции приносят максимальную прибыль:
- А — приоритетные: 20 % от общего ассортимента дают 80 % продаж;
- В — промежуточные: на 30 % ассортимента приходится 15 % продаж;
- С — наименее ценные: составляют 50 % от всей номенклатуры и приносят только 5 % продаж.
XYZ-анализ характеризует стабильность спроса:
- X — товары продаются примерно в одном объеме в каждый период (точность прогноза 90 %);
- Y — спрос на эту продукцию можно спрогнозировать с вероятностью 70 %;
- Z — товары продаются редко, и спрос на них сложно предугадать.
Ассортимент, попавший в категорию A и X, считается ключевым. Закупку входящих в него товарных позиций нужно продумать в первую очередь. Функция ABC/XYZ-анализа реализована во многих конфигурациях «1С», в том числе в «1С: Розница».
3 способа пополнения запасов
После определения наиболее ценных товаров выбираем метод пополнения их запасов. Рассмотрим 3 основных.
Фиксированный объем заказа
Этот метод выбирают для продуктов, которые постоянно должны быть на складе и в большом количестве. Заказывать их мелкими партиями дорого, поэтому запас пополняют, когда остаток снижается до заданного (минимального) количества. Остатки придется постоянно мониторить, так как они могут достичь критического уровня в любой момент.
Фиксированный период закупок
Запасы второстепенных товаров выгоднее пополнять через фиксированные промежутки времени. При этом не придется все время мониторить, сколько их осталось на складе. Достаточно один раз за весь период уточнить количество запасов и пополнить до нормы.
Min-max
Запас нужно отслеживать через заданные отрезки времени. Заказ создается только в том случае, если остаток меньше критического уровня.
Заявку поставщику можно создавать автоматически в товароучетной программе, например, в «1С» или «Мой Склад». Софт самостоятельно отследит, сколько единиц осталось на складе и в нужное время сформирует заказ. Таким же образом можно отслеживать позиции с истекающим сроком годности. Объем товаров для пополнения запасов определяется на основе анализа динамики продаж, оборачиваемости и других факторов.
Современные кассовые аппараты позволяют управлять закупками даже без «товароучетки». Например, МТС Касса подключается к облачному сервису, в котором есть все базовые инструменты, чтобы вовремя пополнять складские запасы в небольшом магазине.
А какие способы управления ассортиментом используете вы? Делитесь опытом в комментариях.
Ставьте «Палец вверх» и жмите кнопку «Поделиться». Не оставайтесь равнодушными, эта информация может принести пользу вашим друзьям и знакомым
Онлайн-касса.ру - оператор по продаже, подключению и обслуживанию торгового оборудования. Звоните, сделаем спецпредложение!
📞+78005507861