Найти в Дзене
Закат Европы

Путешествие Менахема Бегина в Землю обетованную. Марк Котлярский об удивительном документальном фильме

Оглавление
Фото из Википедии
Фото из Википедии

Не так давно в социальных сетях, в том числе и в Фэйсбуке, в режиме прямой трансляции (Facebook Live), состоялась всеамериканская премьера нового документального фильма режиссера Йонатана Грубера «Переворот: путешествие Менахема Бегина». А затем через два дня, в четверг, эту ленту увидят и пользователи стриминг-сервиса US Watch Now@Home.

Учитывая царящие в Штатах антиизраильские настроения, можно себе только представить, какой негативный отклик получит работа, рассказывающая об израильском лидере, да еще и представляющем ненавистный многими правый лагерь.

Однако же судьба Бегина настолько удивительна, что поистине заслуживает большого экрана. Факты его биографии многим хорошо известны, в том числе, и из его автобиографических книг. Но нельзя не восхищаться человеком, прошедшим через ужасы ГУЛАГа, узревшим кошмар Холокоста, но выжившим и оставшимся верным своей мечте, имея в постоянных оппонентах такого человека как Бен-Гурион, постоянно проигрывая ему в схватке, но в конце концов добившимся своего в 1977 году, став в возрасте 63 лет, - когда многие уже подумывают о выходе на пенсию, - премьер-министром Израиля от от правой партии.

"Лично я никогда бы не проголосовал за Менахема Бегина, но невозможно, просматривая архивные кадры, не восхищаться его ораторскими способностями и упорством в идеологии, упорством, которое, среди прочего, помогло установить мир с египтянами, казавшийся маловероятным. Точно так же и восхищает его поразительная скромность" – так пишет Адриан Хенниган, редактор приложений "ХаАрец", в течение пятнадцати лет проработавший на Би-Би-Си, специализирующийся на темах, связанных с телевидением, фильмами и книгами. В своей публикации он пытается выяснить у режиссера Йонатана Грубера, что именно его привлекло в образе Бегина.

По словам режиссера, он начал работу над картиной два года назад, имея весьма приблизительное представление о своем герое; «5 процентов» истории его жизни, как он сам признается. И в этом смысле, по мнению Хеннигана, «Переворот» - идеальный фильм для тех, для кого Бегин ассоциируется всего лишь с мирным соглашением с Египтом от 1978 года, не более того. Собственно, этот документальный кинорассказ во многом рассчитан на американскую аудиторию (большинство интервью и бесед звучит в фильме на английском языке, и предпочтение отдается видеозаписи, на которой Бегин говорит на английском, а не на иврите).

Как считает Хенниган, фильм несколько идеализирует образ "Святого Менахема"; кроме того, отмечает он, ему лично недостает - в качестве контрапункта, - мнений противоположной, левофланговой стороны. И потому «Переворот» действительно представляет собой захватывающее зрелище там, где речь идет больше о личной истории главного персонажа, но отнюдь не о его политической составляющей.

Йонатан Грубер – известный в Америке документалист, нередко прибегающей к еврейской и израильской темам, а также к освещению темы Холокоста. И «Переворот» - это своего рода искусное соединение всех предыдущих киноаспектов, - Холокоста, войн и политики, - с единственной целью как можно полнее раскрыть образ незаурядного человека, каковым и был Бегин.

По словам Хеннигана, идея рассказать о Менахеме Бегине с экрана принадлежит даже не самому Груберу, а продюсеру Робу Шварцу (кстати, в свое время руководителю канцелярии бывшего сенатора Джо Либермана), который буквально был «ослеплен» Бегиным, прочтя книгу «Премьер-министры» (она принадлежит перу ныне покойного израильского дипломата Иегуды Авнера).

Все больше узнавая Бегина, Грубер приходит к пониманию, что этот политик «был сформирован Холокостом, - порожденным, по сути, европейским антисемитизмом, - и жизненным опытом времен Второй мировой войны. И все, что он делал, находясь в оппозиции или руководя страной, казалось, базировалось на опыте его семьи и памяти о шести миллионах уничтоженных евреях».

Фото взято из Википедии - Менахем Бегин,  Джимми Картер и Анвар Садат во время подписания соглашений в Кемп-Дэвиде
Фото взято из Википедии - Менахем Бегин, Джимми Картер и Анвар Садат во время подписания соглашений в Кемп-Дэвиде

Как утверждает Грубер, ему хотелось снять документальный фильм, где нашли бы отражение различные нюансы и сложности жизни Бегина, не уклоняясь от непростых моментов, которые до сих пор вызывают споры и ожесточенные дискуссии. К примеру, режиссер посчитал не менее важным, чем все остальное, включить эпизод с трагическими событиями в арабской деревне Дейр-Ясин в 1948 году, когда в столновениях с подразделениями праворадикальных организаций погибли мирные жители, а также печально известную резню в Сабре и Шатиле, учиненную ливанскими христианами в лагере палестинских беженцев в сентябре 1982 года, что, в конечном итоге, привело чуть более года спустя к окончательному завершению политической карьеры Бегина. «При всей своей значимости как человек он, безусловно, не был совершенен и совершал трагические ошибки», - поясняет Грубер.

Хенниган, не скрывающей своих идеологических симпатий, считает, разумеется, что более всего его в фильме тронула, как ни странно, линия отношений Бегина и его любимой жены Ализы, кого он в особенности выделял в ключевые моменты своей жизни и жизни государство. Наверное, самый волнующий момент фильма – это тот, когда, будучи с официальным визитом в Лос-Анджелесе в ноябре 1982 года, Бегин узнает о смерти своей супруги в одной из иерусалимских больниц. Безутешный, плачущий Бегин буквально кричит, услышав трагическую новость: «Почему я оставил ее?!!». Нет никого, кого бы не тронул этот душераздирающий эпизод.

«Люди думают о нем как о бойце, террористе или как-то еще, но на самом деле не как о любящем человек - и его жена была с ним все время», - говорит Грубер, выражая сожаление, что не нашел ни одной видеозаписи разговора Ализы на камеру, хотя перерыл множество архивов. - Как сказал Бегин, их отношения были особенными, и когда она умерла, казалось, это окончательно добило его».

Грубер считает одной из своих несомненных удач – обнаружение некоторых «действительно острых» кадров, запечатлевших Бегина после того, как он ушел из общественной жизни и дал интервью в больнице незадолго до его смерти: «Я где-то читал, что есть это интервью, и мы его долго искали, и, в конце концов, нашли. Его нигде не показывали, и его никто не видел, оно лежало в архиве. Знаете, это интервью... оно очень грустное... но этот человек все еще Менахем Бегин».

Грубер уверен, «Переворот» - это не просто агиография (житие святых – прим. "Детали") или сотворение идола, а, напротив, попытка представить выдающегося политика таким как он есть, с его плюсами и минусами, ошибками, которых он признал, с Холокостом, который был в его сердце.

«Бегин - человек, на примере которого можно реально увидеть историю Израиля, и, с другой стороны, я хотел показать историю Израиля его глазами», - говорит Грубер.

В аннотации к фильму, распространенной по социальным сетям, режиссер «Переворота», в частности, замечает: «Смирение и скромность Бегина берут начало от его восточноевропейских корней еще до того, как он стал защитником евреев и политиком на мировой арене, - противореча его смелости и стойкости. Хорошо это или плохо, но он отстаивал свои идеалы и, в конечном итоге, считал себя ответственным за их воплощение. Сегодняшним мировым лидерам было бы разумно поучиться у кого-то, кто не обогатился за счет своего высокого положения, но боролся за свои ценности и убеждения от имени людей, которые его избрали».

Иерусалим, фотография из бесплатного банка фотографий

Читайте меня также и в Телеграме - https://t.me/markkot56

Всегда ваш Марк Котлярский - самое лучшее!
Иерусалим, фотография из бесплатного банка фотографий Читайте меня также и в Телеграме - https://t.me/markkot56 Всегда ваш Марк Котлярский - самое лучшее!

Всегда ваш Марк Котлярский - с вами и лучшее!