Найти в Дзене
История и искусство / Artifex

Мария Магдалина - взгляды художников

Мария Магдалина ― святая, равноапостольная, ученица Христа, мироносица. Мария ― одна из самых известных женщин в христианстве. О ее жизни рассказывает Евангелие, предания из средневекового сборника "Золотая легенда"; о ней упоминают в проповедях, в ее честь называют храмы, и, конечно, ее имя часто встречается в искусстве.

С X по XIX века Мария Магдалина регулярно появляется на полотнах известных художников, однако ее образ меняется от страны к стране, от века к веку. Такое изменение цельности характера обуславливается не только социально-историческими изменениями, но и религиозной трактовкой образа. Католическая церковь считает Марию падшей женщиной, блудницей, в то время как православный канон видит в ней женщину, пережившую тяжелую болезнь, которую исцелил Иисус.

Из разных трактовок Евангелия происходят первые расхождения восприятия Марии, но самих сюжетов, характерных для изображения равноапостольной ученицы Христа, больше ― их четыре.

1. Самые очевидные сюжеты живописи - это сцены из Евангелия. На полотнах известных художников запечатлены различные происшествия непростой жизни Марии: принятие веры, омовение ног Христа, присутствие при казни, плач над телом своего учителя, явление Христа после воскресения и т.д.

“Явление Христа Марии Магдалине после воскресения”, Александр Андреевич Иванов, 1835 г.
“Явление Христа Марии Магдалине после воскресения”, Александр Андреевич Иванов, 1835 г.

 “Пьета или Оплакивание, Умерший Христос, Мария и Мария Магдалина”, Аньоло Бронзино, 1528-1530 гг.
“Пьета или Оплакивание, Умерший Христос, Мария и Мария Магдалина”, Аньоло Бронзино, 1528-1530 гг.

В зависимости от вероисповедания художников, в религиозных сюжетах меняются некоторые детали образа Магдалины.

Непритязательное, но возвышенное обличие святой восходит к православной традиции, в которой Иисус исцелил Марию от семи бесов, терзающих ее. При этом Мария считается незамужней, обеспеченно, но не падшей женщиной. После исцеления, Магдалина присоединяется к ученикам Христа и помогает распространить веру за пределами Израиля.

Так, художники, чтящие православный канон, изображают Марию как деву страстной верой, но даже без малого намека на греховность: ее одежды просты, а лицо выражает просветление и спокойствие.

“Явление Христа Марии Магдалине”, Алексей Егорович Егоров, 1818 г.
“Явление Христа Марии Магдалине”, Алексей Егорович Егоров, 1818 г.

В католичестве слились образы трех женщин: сестры Марфы и Лазаря, женщины, омывающей ноги Христа в доме Симона, и Марии Магдалины. Окончательное решение о том, что Евангелия пишут об одной женщине, принял папа римский святой Григорий Великий в 591 году.

Западные живописцы, особенно эпохи барокко, отображали прошлое Магдалины через яркие образы, в которых легко увидеть раскаявшуюся грешницу. Как правило, их Мария носила богатые платья и ходила с непокрытой головой.

 “Пир в доме Симона Фарисея”, Питер Пауль Рубенс, 1618-1620 гг.
“Пир в доме Симона Фарисея”, Питер Пауль Рубенс, 1618-1620 гг.

2. К образу Марии Магдалины прибегали и западные знатные женщины в Средние века: они заказывали картины, на которых их изображали с сосудом для хранения благовоний (алавастром) ― атрибутом мироносной Магдалины.

“Плач Магдалины”, неизвестный художник, конец XV-начало XVI вв.
“Плач Магдалины”, неизвестный художник, конец XV-начало XVI вв.

Популярность этого образа обусловлена тем, что женщины средневековья не ассоциировали себя с невинной Девой Марией, зато образ Магдалины, грешившей первую половину жизни, а потом раскаивающейся в этом, оказался наиболее близким к средневековым реалиям. К слову, отсюда появилась и традиция уходить в монастырь в преклонном возрасте.

 “Мария Магдалина”, Карло Кривелли, 1491-1494 гг.
“Мария Магдалина”, Карло Кривелли, 1491-1494 гг.
“Портрет знатной саксонской женщины в образе св. Марии Магдалины”, Лукас Кранах Старший, 1525 г.
“Портрет знатной саксонской женщины в образе св. Марии Магдалины”, Лукас Кранах Старший, 1525 г.

3. Наиболее часто в живописи встречается кающаяся Мария Магдалина. Сюжет запечатлевает момент, когда Мария обращается к Богу с молитвой, в которой раскаивается во всех грехах своих, что совершила за время жизни на Земле.

 “Кающаяся Мария Магдалина”, Шарль Лебрен, 1619-1690гг.
“Кающаяся Мария Магдалина”, Шарль Лебрен, 1619-1690гг.

Образ, полный желания очиститься и преобразиться перед Богом, имеет два источника. Первый ― это фантазия художников. Многие творцы задумывались, каким бы могло быть раскаяние грешницы после принятия учения Христа. Часто на подобных картинах Магдалина изображена в богатых одеждах, с ожерельями и другими драгоценностями, символизирующими богатую и развратную жизнь. Иногда художники добавляли наготу в изображение Марии, подчеркивая желание святой как можно скорее отбросить мирскую жизнь и отдать себя праведному делу.

«Кающаяся Мария Магдалина», Микеланджело Меризи да Караваджо, около 1594–1595 гг.
«Кающаяся Мария Магдалина», Микеланджело Меризи да Караваджо, около 1594–1595 гг.

Вторым источником изображения раскаяния Магдалины послужил христианских сборник житий святых “Золотая легенда” авторства Иакова Ворагинского. Согласно этому сборнику, последние тридцать лет своей жизни Мария провела в гроте, где безустанно молилась и каялась за грехи свои. Легенда также гласит, что одежда Марии истлела, и ее наготу прикрывали лишь прекрасные длинные волосы. Такое красочное описание не могло не волновать средневековых людей, поэтому очень многие художники брали за основу сюжет “Золотой легенды”.

Основные атрибуты образа ― череп, символизирующий бренность земной жизни, и Библия.

“Кающаяся Мария Магдалина”, Тициан (Тициано Вечеллио), около 1560-1570 гг.
“Кающаяся Мария Магдалина”, Тициан (Тициано Вечеллио), около 1560-1570 гг.
“Кающаяся Мария Магдалина”, Эль Греко, 1577 г.
“Кающаяся Мария Магдалина”, Эль Греко, 1577 г.

4. Известны также картины, изображающие смерть и вознесение Марии Магдалины.

Согласно все той же легенде о жизни в гроте, после смерти ангелы подхватывают тело Магдалины и относят на небеса.

 “Вознесение Марии Магдалины”, Клаудио Хосе Висенте Антолинес, 1672 г.
“Вознесение Марии Магдалины”, Клаудио Хосе Висенте Антолинес, 1672 г.
 “Вознесение Марии Магдалины”, Марко д’Оджоно, 1522-1524 гг.
“Вознесение Марии Магдалины”, Марко д’Оджоно, 1522-1524 гг.

Несмотря на то, что разное время, школы и страны привносили что-то новое в образ святой, почти все сюжеты рассказывают об одном ― о неистовой любви к Богу и желании служить ему. Это желание по-разному проявляется в полотнах художников: у одних оно носит экзальтированный характер, для других раскрывается в спокойной решимости. И все же суть образа Марии остается неизменной ― покаяние и любовь к Богу отпускают даже самые страшные земные прегрешения.

Автор: Виктория Симакова