Эта статья давалась мне очень непросто. Мысли разбегались, нужные слова не находились. Да и нигде в "высоцкой" литературе подтверждения своим предположениям не нашла. Но все же публикую свой "трактат о свободе".
Традиционно эту песню включают в одну подборку с написанными в этот же период "То была не интрижка", "Она на двор - он со двора", "В тюрьме Таганской нас стало мало" и более ранними дворовыми песнями. Блатными, как утверждают некоторые. Иногда, правда, при тематической разбивке попадает в раздел "философской лирики".
Дайте собакам мяса —
Может, они подерутся.
Дайте похмельным кваса —
Авось они перебьются.
Чтоб не жиреть воронам
Ставьте побольше пугал.
А чтобы любить — влюбленным
Дайте укромный угол.
В землю бросайте зёрна —
Может, появятся всходы.
Ладно, я буду покорным —
Дайте же мне свободу!
Покорным или свободным? И что есть свобода? Неужели покорность? Кому? Во имя чего? В собраниях сочинений читаю комментарий к этим строчкам: "Отсылка к одному из постулатов диалектического материализма, воспринятого марксизмом из философии Гегеля, о свободе как «осознанной необходимости»" Но неужели Владимир Высоцкий так вдумчиво и скрупулезно изучал марксизм, чтобы проводить такие параллели? Не знаю, как в конце жизни, но убеждена, что в середине шестидесятых Высоцкий был атеистом точно. Тем не менее все стихотворение пронизано библейскими мотивами.
Наверное, я малообразованный читатель, но только сейчас, прочитав полностью главу "Великий инквизитор" Федора Михайловича нашего, поняла истоки этой "ранней дворовой" песни. Надеюсь, что поняла. Какой Гегель, вот же он - "Великий Инквизитор". И его рассуждения о покорности, как единственно возможном варианте свободы для человека.
О, мы убедим их, что они тогда только и станут свободными, когда откажутся от свободы своей для нас и нам покорятся. И что же, правы мы будем или солжем? Они сами убедятся, что правы, ибо вспомнят, до каких ужасов рабства и смятения доводила их свобода Твоя. Свобода, свободный ум и наука заведут их в такие дебри и поставят пред такими чудами и неразрешимыми тайнами, что одни из них, непокорные и свирепые, истребят себя самих, другие непокорные, но малосильные, истребят друг друга, а третьи оставшиеся, слабосильные и несчастные, приползут к ногам нашим и возопиют к нам: "Да, вы были правы, вы одни владели тайной его, и мы возвращаемся к вам, спасите нас от себя самих".
(Ф.М. Достоевский "Братья Карамазовы", глава "Великий Инквизитор")
Хотя Достоевский искал решения своих сомнений (искушение неверием, искушение отрицанием и все же торжество веры над неверием), я не буду вдаваться в религиозную составляющую этой "поэмы". Ведь нравственный закон должен быть внутри каждого, независимо от конфессии. И всегда можно противиться искушению:
Псам мясные ошмётки
Дали, а псы не подрались.
Дали пьяницам водки —
А они отказались.
Люди ворон пугают —
А вороньё не боится.
Пары соединяют —
А им бы разъединиться.
Лили на землю воду —
Нету колосьев, — чудо!
Мне вчера дали свободу —
Что я с ней делать буду?!
И этот страшный вопрос в конце. Страшный для человека, не знающего свободы. Здесь, конечно, можно считывать самый поверхностный пласт. Дали сидельцу волю, вышел, а что делать не знает. Только по наезженной колее да назад, в привычную клетку. Сколько таких Егоров так и не нашли себя. "Помыкался он в гордости и снова загремел". Прокудин хотя бы попытался вырваться.
Но... Если бы весь смысл был только в этом, не возвращался бы Владимир Семёнович к ней через много лет, называя её серьёзной песней:
Поэтому я хочу вытащить из небытия еще одну песню серьезную, старую песню свою, называется она "Дайте собакам мяса". (Тбилиси, КавГипротранс, осень 1979)
Конечно, можно порассуждать и о том, что свободу нельзя "дать", она должна быть "в бою добыта". Да ведь многие и пытались. "Хотите правду за медяк? Свободу с порохом едят // И умываются в крови холоднокровно..." как пел Г. Дикштейн. Завоевывали. Превращалась в диктатуру. Пытались свободу и давать, благодетельствовать. Вспомните из истории, как рыдали крестьяне, не желавшие уходить от доброго барина. А Александра Освободителя народовольцы пытались убить 6 раз. На седьмой убили. В благодарность за освобождение, видимо.
Да зачем так далеко ходить? Сколько свободы получили нынешние "творцы" - в отличие от времен СССР, никакой цензуры, твори что хочешь. Куда скатилась их свобода творчества? На сцене и экране пошлость, мат, примитив. Руководители театров воруют казенные деньги. На государственные средства снимаются фильмы, порочащие это государство и искажающие родную историю. И каждый второй считает себя светочем истины, выразителем чаяний народа, поучает других, как жить и с кем жить. "Но снова зоотехник мнит себя царем зверей, А каждый суслик метит в агрономы" (С. Зиннер).
Не правда ли, снова возвращаемся к "Великому инквизитору". Там много интересного для тех, кто не читал: (Ф.М. Достоевский "Братья Карамазовы", глава "Великий инквизитор") И знаменитая "слезинка ребенка" тоже отсюда. И это тоже о свободе выбора.
А косвенным доказательством, что толчком к этой песне послужил именно Достоевский, для меня служит черновик. На двойном листочке из записной книжки черновик "Дайте собакам мяса" соседствует с наброском к другому стихотворению:
Бог накормить тремя хлебами смог,
По пайке выделил, и — хватит, благодарствуй!
И повар наш шурует на глазок:
Сам бог велел обвешивать — и баста!
А ведь об этих хлебах и рассуждает далее первосвященник в "Великом инквизиторе". Конечно, это только мое предположение, основанное исключительно на личном впечатлении, на истину не претендует. Может, и марксизм с Гегелем виноваты)
По свидетельству Л. Абрамовой, впервые Высоцкий исполнил эту песню 9 марта 1965 г., когда они были в гостях у Г. Польских. Всего сохранилось 16 фонограмм, первые - конец шестидесятых, последние - после долгого перерыва в 1979 году.
Варианты, черновики: https://vk.com/page-50031359_55342213
Вот здесь очень умно рассуждают о "проблеме свободы" в данном стихотворении, если кому интересно: Солнышкина Е. И. Проблема свободы в стихотворении В. Высоцкого "Дайте собакам мяса"
Спасибо, что прочитали. Если вам понравилась статья, познакомьтесь с другими материалами канала: Каталог статей "Стихии Высоцкого" . Лайки, подписка и комментарии тоже лишними не будут. Дзен требует активности подписчиков. C'est la vie.