Найти тему
Автор Шикалова

Разделяй и обучай: или какие школы станут любимыми у наших детей?

Оглавление

– Мне не нравится, я больше туда не пойду!

Источник: https://detki.guru/obrazovanie/rebenku-skuchno-uchitsya-v-shkole.html
Источник: https://detki.guru/obrazovanie/rebenku-skuchno-uchitsya-v-shkole.html

Знакомо? Мне всегда жаль своих друзей, у которых дети уже ходят в школу. Как мама дошколёнка, я много думаю о его будущем. И мне хочется, чтобы школьные годы для него были всё-таки счастливыми и продуктивными. Поэтому я узнала, какие перспективы сейчас у школьной жизни могут быть. Исследованиями, примерами школ и выводами делюсь в этой статье.

Первое, что меня ещё больше вдохновило на поиски различных вариантов получения среднего образования – это статистика. Исследование Общероссийского народного фронта показало, что 72% опрошенных подростков не любят школу. Это ведь почти все, это ведь даже не половина.

Что так мешает детям полюбить школьную жизнь?

Со слов самих школьников, проблемы таковы:

  • не хватает интересных уроков;
  • совсем нет полезных для будущей профессии предметов;
  • постоянно увеличивается нагрузка;
  • не хватает времени на выполнение домашнего задания;
  • не хватает времени на занятия любимым делом.

Что говорят современные исследования?

Поможет ли добавление предметов и уменьшение домашних заданий детям полюбить школу? Есть ли еще более глубокая причина таких сложностей? Оказывается, что можно улучшить не только наполнение школьной программы. Важно изменить подход к подаче материалов, создать комфортную здоровую среду на уроках. Об этом говорят нейробиологи. Они выяснили два удивительных факта:

  • Мозг мальчиков и девочек развивается в различной последовательности и с различной скоростью, к такому выводу пришли представители Гарвардского университета:

Например, часть нашего мозга, обрабатывающая информацию, расширяется в детстве. Затем начинает истончаться и достигает пика у девочек примерно в 12–14 лет, а у мальчиков еще через два года. Получается, что девочки и мальчики физиологически могут усваивать сложный материал в разные периоды. А в школах им приходится проходить материал в одно время. В целом, только к 20 годам мозг мужчин и женщин будет сформирован почти одинаково.

  • Сам процесс обучения у девочек и мальчиков серьёзно различается, что подтверждают наши ученые.

Советский и российский учёный в области нейронауки и психолингвистики Татьяна Владимировна Черниговская поделилась, что обучать мальчиков и девочек, возможно, стоит по-разному.

Какие отличия нейробиологи заметили у школьников и школьниц в обучении?

Если коротко, то для мальчиков важно:

  • температура помещения должна быть на пару градусов прохладнее, чем для девочек;
  • состязательный дух, активное движение, большое пространство;
  • командная работа; необходимо постоянно хвалить мальчиков;
  • сложные задания давать в середине урока, когда мальчики уже раскачались;
  • вся работа с мальчиками должна строиться в духе эксперимента;
  • меньше повторений, больше задач на творческое мышление.

Девочкам очень нужно:

  • много разных цветов в классе, в учебниках, в заданиях;
  • прямой контакт, доверительные личные отношения с учителем;
  • нужно создавать стрессовые микроситуации, чтобы девочка знала, что делать в подобных случаях;
  • сложные задания давать в начале урока;
  • объяснить схему, затем давать подобные примеры;
  • температура в помещении на 2-3 градуса теплее, чем у мальчиков.
Источник схемы: https://polit-gramota.ru
Источник схемы: https://polit-gramota.ru

Получается, что детей нужно разделять. Но почему-то до сих пор это в России практикуется очень редко.

Риски разделения детей.

Причины достаточно весомые. По мнению Ирины Абанкиной, главного научного сотрудника, заслуженного профессора Института образования НИУ ВШЭ в раздельном обучении немало рисков:

  • академическая дискриминация девочек, риски сужения коридора их возможностей, если не давать им «мальчиковые» предметы в полном объёме;
  • социализация, умение общаться, дружить, понимать противоположный пол будет под угрозой;
  • мальчики и девочки в обучении тянутся друг за другом: иногда - соревнуются, иногда – помогают друг другу. Этот важный опыт из-за разделения может исчезнуть, а в семейной жизни будет сложно наверстать упущенное.

Здесь сложно не согласиться, что полное разделение детей в наше время выглядит слишком кардинально. Посмотрим, что практикуют в России.

О психологическом климате в раздельных классах. Экспериментальные классы: опыт, выводы.

Я очень обрадовалась, когда обнаружила, что в нашей стране много экспериментальных классов, в том числе есть и раздельные. Все эксперименты, конечно же, проводятся с согласия родителей и педагогов и под постоянным контролем ситуации со стороны руководства школ, психологов и т.д.

Например, раздельное обучение мальчиков и девочек среди первоклассников ввели в средней школе № 20 в г. Бийск. Лидеры школы второй год наблюдают за результатами класса «Д» и класса «М» и делятся впечатлениями:

  • 54% учеников воспитываются в неполных семьях. Введение раздельного обучения, помогает скорректировать воспитание гендерных качеств: то, что недополучено в семье, школа старается восполнять через различные виды деятельности как в урочное, так и во внеурочное время;
  • разделение помогает решить вопросы отсутствия этики культуры поведения, стирания границ полов, манеры общения друг с другом, неадекватные формы поведения среди детей;
  • физическое самочувствие детей, которые учатся раздельно, намного лучше здоровья тех, кто находится вместе;
  • результаты учебной деятельности в раздельных классах выше;
  • программы разрабатывают разные: если у мальчиков это упор на физическую подготовку, то у девочек — на семейные ценности.
Источник фото: https://materinstvo.ru/
Источник фото: https://materinstvo.ru/

Результаты впечатляют, разузнала про еще одну подобную школу. В общеобразовательной школе № 34 города Каменска-Уральского тоже появились два необычных первых класса: только для мальчиков и только для девочек. Учителя пока результатами довольны:

  • успеваемость выросла и у мальчиков и у девочек;
  • дети не смущаются отвечать у доски;
  • мальчики терпеливее своих сверстников из смешанных классов;
  • на физкультуре мальчики больше соревнуются и тренируют силу, а девочки развивают грацию и пластику;
  • на уроках труда девочки плетут из бисера, вяжут или строят домики для кукол, а мальчики собирают конструкторы;
  • ученики раздельных классов активно общаются между собой. К примеру, накануне 8 Марта, на урок литературы молодые люди отправились в класс девочек и, встав шеренгой у доски, читали стихи;
  • между классами уже появились пары, которые дружат, общаются на переменах. Ведь учителя с первого дня стали развивать в девочках женское начало. Уже сейчас они отличаются от сверстниц и даже как-то достойнее держат себя;
  • в школу перевелись дети из соседних районов, специально, чтобы попасть в раздельные классы.

Получается, самая страшная проблема, о которой говорят противники раздельного обучения – социальная, решается очень просто. Вся внеурочная жизнь у детей общая, совместная. Это заставляет менять программы, менять наполнение и подачу материалов, менять многое. Однако, счастливые школьники с хорошим здоровьем, хорошим ощущением себя как личности, получившие качественное среднее образование – стоят того, на мой взгляд.

Александр Евгеньевич Усанин, российский просветитель, профессор Академии геополитических проблем, автор 8 книг, посвященных развитию человека и общества говорит:

«Убеждённых сторонников и той, и другой точек зрения немало. Но, если бы у гендерного образования не было неоспоримых плюсов, оно бы, без сомнений, перестало существовать. Однако однополые школы в Англии по сию пору процветают и пользуются огромной популярностью. Большинство подобных школ демонстрируют высокие академические результаты и относятся к школам селективного типа — то есть отбирают учеников на базе многоступенчатых испытаний. А, стало быть, раз спрос по-прежнему высок, вряд ли гендерные школы исчезнут с лица земли.»

Вывод: так тоже можно.

Получается, что со стороны общества важно предоставить родителям выбор, где учить своих детей. Сейчас, конечно, вариантов почти нет. Но ведь «спрос» порой формирует «предложение». Я уверена, если задавать вопросы, обсуждать с другими родителями различные варианты, то в ближайшем будущем у нас появится больше возможностей, больше различных школ и классов и каждый найдет своим детям школу, от которой они будут в восторге.