«Серебрянка обнимала черные скользкие камни белой пеной, как самых дорогих любимых существ», — эти строки написаны в 1921-м году. Кем же?
История началась весной 1905-го года. Профессор А. А. Остроумов у совета Казанского общества естествоиспытателей попросил об ассигновании студенту Виктору Хлебникову 100 рублей для орнитологических сборов в «Павдинской даче» и, характеризуя первокурсника университета, сообщил: «Он обладает навыками к наблюдению за жизнью птиц и к коллекционированию. И мог бы составить интересную коллекцию из гнезд, птиц и птичьих шкурок». В экспедицию Виктор взял своего младшего брата Александра, учащегося Казанского реального училища.
В начале мая братья выехали на Урал…
Спустя годы, про старшего из Хлебниковых — Виктора его друг Сергей Спасский напишет:
И, как нахохленная птица,
Бывало, углублен и тих,
По-детски Хлебников глядится
В пространство замыслов своих.
Но это уже будет посвящение Велимиру Хлебникову, знаменитому поэту. А пока он — Виктор, увлеченный с детства наблюдениями за птицами, вспоминает уроки, которые ему преподал отец, поклонник Дарвина, известный орнитолог.
В Николае-Павдинском заводе (ныне поселок Павда) братья сняли комнату за 2 рубля 50 копеек. Они редко появлялись на улице, и их принимали за японских шпионов (в это время шла русско-японская война). Во время первого похода на Павдинский камень они шли три дня по болоту от кочки к кочке. Сохранились письма Александра к родителям: «К концу первого путешествия уже собирались питаться мхом, но тут прилетели кедровки». Надо сказать, что братья делали чучела птиц прямо в лесу. В зоологический музей Казанского университета они сдали 111 экспонатов.
Около пяти месяцев провели Хлебниковы на Урале. Самое яркое впечатление на Виктора произвел Конжак.
В 1921-м году он написал в рассказе «Две Троицы. Разин напротив»: «Мы уходили перед Троицей на месяц лесовать на снежные вершины Конжаковского камня, искать лесное счастье, мечтая о соболях и куницах, и неведомая цепь манила и звала нас». И еще очень поэтично: «На белых вершинах в окладе снежной парчи, где вещие и тихие глаза смотрят на весь мир — темные глаза облаков»
Вот как запомнился ему подъем на Конжаковский камень: «Речка Серебрянка летела по руслу, окутывая в свои снежные волосы скользкие черные камни, и, прислонив к ней ухо, можно было слышать ауканье девушек, живой человеческий смех и старинные песни русских деревень».
Конечно, братьев интересовали птицы. В их отчете «Орнитологические наблюдения на Павдинском заводе» (напечатан в московском журнале «Природа и охота» в 1911-м году) вот как мастерски описано поведение кедровки: «…нахохлившись, она сидит, закрыв глаза, и, видимо, наслаждаясь своим голосом, как бы рассказывая о дневных впечатлениях, произносит: «пи-у», потом как бы стонет: «кинья», а потом со вздохом бормочет: «кя».
Виктор Хлебников вот так озвучивает утреннее пение уральских птиц. Например, пеночки – «пить – пэт – твичан», ласточки – «цивинь», а кукушка во все времена не изменяет себе: «ку-ку» да «ку-ку»!
Описывая североуральскую природу, Александр и Виктор Хлебниковы подробно рассказали о местах гнездования 19-и видов птиц!
Не забыли и о Конжаке: « …состоит из целого ряда вершин голых скал, соединенных лесистыми и безлесными хребтами. Речки и ручейки многочисленны. Имея горный характер, они обычно текут с шумом и грохотом, бросая пену на берег». Видели братья на вершине Конжаковского камня диковинное дерево с «древесиной ствола, закрученной спиралью».
Всю свою невероятно сложную, но такую яркую жизнь Виктор не забывал горы Урала: «Я верю их вою и хвоям, где стелется тихо столетье сосны». И образ птицы стал ключевым в его творчестве. А потом он стал одним из основоположников русского футуризма и начал писать авангардные стихи на «птичьем языке»…
В 1909-м году взял псевдоним – Велимир, что значит «большой мир».
Он обладал широким спектром знаний: увлекался химией, математикой, биологией, написал статью о радио, где предсказал появление Интернета.
Велимир Хлебников был человеком с необычным взглядом на мир, он всю жизнь пытался открыть свои законы времени, с помощью поэзии связать время и пространство. И, наверное, это ему удалось…
Татьяна Мальцева.