Найти тему
Марьям Аллалио

История Иерусалима

Часть 3.

В 638 году мусульманский халиф Умар 1 вошел в Иерусалим, он обнаружил Храмовую гору в полном упадке и запустении. Он немедленно приступил к ремонту этого места, и в 688-691 годах пятый халиф Омейядов Абд аль-Малик Ибн Марван построил Купол Скалы. Это самый древний из сохранившихся исламских памятников. Скала, на которой была построена святыня, является священной как для мусульман, так и для евреев. Хотя это не мечеть, это первый крупный мусульманский памятник для общественного поклонения. Традиционно считается, что Пророк Мухаммад, основатель ислама, вознесся на небеса с этого места.

Несмотря на то, что он был провозглашен целью мусульманского паломничества, город потерял часть своего прежнего значения, когда халифат был перемещен из Дамаска в Багдад Аббасидами в середине 8-го века. Иерусалим уменьшился в размерах, и новая линия стен в 11 веке не включала в себя город Давида и Сион.

Рынок Маане Иегуда (“Шук”), Иерусалим. © Лиза Любин - www.llworldtour.com (Партнер Издательства "Британика").
Рынок Маане Иегуда (“Шук”), Иерусалим. © Лиза Любин - www.llworldtour.com (Партнер Издательства "Британика").

Омейяды, и их преемники, Аббасиды, проводили либеральную политику по отношению к христианам и евреям. В 969 году контроль над городом перешел к шиитским фатимидским халифам Египта, а в 1010 году Иерусалимом правил халиф Аль-Хаким, очень противоречивая фигура. В 1071 году турки-сельджуки разгромили византийцев в битве при Манцикерте, вытеснили египтян как хозяев Святой Земли. Город был отбит Фатимидами (1098) за год до того, как войска Первого крестового похода осадили город.

В 1099 году крестоносцы под командованием Годфри Бульонского, ставшего первым латинским правителем в Палестине после правления мусульман, и начавшего террор против мусульман и евреев. Государство крестоносцев получило от города свое название-Иерусалимское королевство, и город вновь обрел статус столицы. Королевство с его полунезависимыми северными княжествами простиралось от границ современной Турции до Красного моря.

Христианские поселенцы с Запада приступили к восстановлению главных святилищ, ассоциируемых с жизнью Христа. Храм Гроба Господня был амбициозно перестроен в виде огромной романской церкви, а мусульманские святилища на Храмовой Горе (Купол Скалы и мечеть аль-Акса) были преобразованы под христианские цели. Великие мусульманские святилища стали христианскими храмами, а в 1149 году-храм Гроба Господня, по существу, в том виде, он существует сегодня, был освещен.

Вениамин Тудельский, посетивший Иерусалим в 1173 году, описал его, как маленький город, полный яковитов, армян, греков и грузин. Две сотни евреев населяли угол города под Башней Давида.

Старый город Иерусалима.Encyclopædia Britannica, Inc

Мусульманам и евреям было запрещено жить в городе. Иерусалимское королевство просуществовало с 1099 по 1187 год. Затем город был взят знаменитым айюбидским султаном Саладином, преемники которого правили из Дамаска и Каира.

12 марта 1229 года в ходе Шестого крестового похода армия крестоносцев под командованием императора Фридриха II заняла Иерусалим. После завоевания «града Христова» Саладдином в 1187 году, христиане во второй раз установили контроль над Иерусалимом. Иерусалим снова был в руках христиан в 1229-39 и 1240-43 годах.

Купол Скалы и Западная стена (также называемая Стеной плача), Иерусалим. Photos.com/Jupiterimages.
Купол Скалы и Западная стена (также называемая Стеной плача), Иерусалим. Photos.com/Jupiterimages.

В 1243 году город был захвачен тюркскими и персидскими мусульманами. В 1247 году священный город вновь пал под властью Египта, которым теперь правили мамлюки. Великие святилища снова стали мусульманскими, и единственными оставшимися христианами были греческая православная и другие восточные секты.

В 14 веке францисканцы стали представлять интересы римско - католической церкви. Евреи, которые были изгнаны из города крестоносцами, вернулись и с середины 13-го века заселили свой собственный квартал. Планировка кварталов, составляющих теперь, Старый город, была зафиксирована в тот период. Мамлюки усеяли Храмовую гору и город мечетями, медресе (религиозные школы) и орнаментальные гробницы.

Обзор Купола Скалы, Иерусалим. Contunico © ZDF Enterprises GmbH, Майнц.
Обзор Купола Скалы, Иерусалим. Contunico © ZDF Enterprises GmbH, Майнц.

В 1517 году османский султан Селим 1 взял город и установил турецкий режим, который просуществовал 400 лет.

16 век был периодом большого городского развития. Помимо новых стен, которые до сих пор охватывают Старый город, и отремонтированного водопровода, появились новые медресе и вакфs (религиозные пожертвования) и умножились другие благотворительные учреждения. Но к концу века в городе начался экономический упадок, который продолжался до 19 века. В этот период ряд споров между христианскими сектами о правах на святые места в Иерусалиме и Вифлееме постепенно переросли в конфликты между европейскими державами. Русские стали защитниками прав православных церквей, французы и венецианцы-латинских учреждений.

В 1831 году Ибрахим-паша, сын египетского правителя Мухаммеда Али, захватил Иерусалим и ввел ряд далеко идущих реформ, которые были сохранены, когда турки вернули себе город в 1840 году. Кризис Мухаммада Али и вопрос об управлении святыми местами привлекли Великие державы ко все более тесному участию в Иерусалиме. К середине века все державы учредили в городе консульства. Консулы стремились расширить свое влияние, утверждая права защиты над местными немусульманскими группами, которые до тех пор управлялись системой, предоставлявшей мусульманам доминирующий статус.

Часть 1 и 2 читайте здесь.

Источники: Книга в читальном зале библиотеки https://www.britannica.com/place/Ottoman-Empire

https://isralove.org/load/2-1-0-1537

Ссылка может не открываться. Книга в читальном зале библиотеки- http://bookzal.do.am/index/istorija_ierusalima_v_srednie_veka/0-727#:~:text=В%20ходе%20осады%20Иерусалима%20614,церкви%2C%20включая%20Храм%20Гроба%20Господня