Найти тему
Старая Зануда

Фар ля Жуман: дрожащий маяк

Думаете, это удачная метафора? Ничуть не бывало: кошмарно вибрирующая башня наводила ужас на смотрителей в течение нескольких десятилетий. Но давайте по порядку.

Между островом Уэссан (Бретань, Франция) и архипелагом Молен находится проток Фромвер. Место до того опасное, что моряки сложили поговорку: «Никто не пройдет Фромвер, не испытав страха». Действительно, как не бояться, если корабли гибли здесь с ужасающим постоянством. С 1888 по 1904 год проток поглотил 31 судно.

-2

Наиболее масштабной была катастрофа судна «Драммонд Касл», случившаяся июньской ночью 1886 года. Британский лайнер налетел на скалу Зеленые Камни и очень быстро затонул. 255 человек погибли, только торе спаслись…

Однако решение о строительстве маяка было принято только в 1904 году. Местом должна была стать скала Ля Жуман, а средства (огромные по тем временам, 400 000 франков) пожертвовал Шарль-Эжен Потрон, который сам чудом спасся во время кораблекрушения во Фромвере. Департамент Общественных работ Франции с радостью принял пожертвование от члена Географического общества Парижа.

-3

Проект предполагал наличие бетонного основания, диаметр которого должен быть неменее 7 метров, а высоту требовалось корректировать в процессе строительства. Но климатические условия были столь суровы, а скала Ля Жуман так недоступна, что работы растянулись на целых 7 лет. И только в 1911 году маяк, наконец, дал первый свет. Внутренняя отделка при этом продолжалась.

И тут произошло нечто никем не предвиденное. В декабре 1911 года во время сильнейшего шторма маяк стал… дрожать! И эту проблему удалось решить только в 1940 году, а до того вибрирующий Фар ля Жуман наводил ужас на смотрителей.

При проектировании башни предполагалось постоянное проживание обслуживающего персонала маяка: 3 смотрителя и повар. Но дрожь маяка внесла коррективы в планы: служители расположились на острове Уэссан, а на Ля Жуман отправлялись только на дежурство. Собравшись с духом и вознеся молитвы Всевышнему, потому что никто не мог предсказать, как поведет себя башня во время вахты.

-4

Но и после 1940 года, когда дрожь маяка прекратилась, неожиданностей хватало. В 1974 году во время шторма гигантские волны ворвались внутрь, разбили ванну со ртутью, в которую была погружена линза Френеля, и устремились вниз по лестнице. Персонал успел раскрыть дверь, чтобы вода вытекла из башни, и спрятаться в кухне, чтобы не быть смытым волной. А потом пришлось собирать вытекшую ртуть!

Во время шторма 21 декабря 1989 года Фар ля Жуман стал всемирно известным. Фотограф Жан Гишар сделал с вертолета снимок гигантской волны, которая врезается в башню. Незадолго до этого служитель Малгорн вышел посмотреть, что происходит на улице. При подходе волны он едва успел забежать в башню. Тот же самый шторм разбил нижние окна маяка, вода ворвалась внутрь, вынесла дверь и смыла мебель. Зато фотография Гишара заняла второе место в международном конкурсе и засветилась в фильме Скорсезе «Отступник».

Только в 1991 году Фар ля Жуман стал полностью автоматизированным, служители теперь здесь не живут. В установленное время приезжает маячник, проводит техническое обслуживание, при необходимости, осуществляет ремонт. И Фар по-прежнему посылает судам свой свет, заметный на расстоянии до 41 километра.

В 2015 году башня получила статус памятника. Но вот какие сюрпризы еще готовит дрожащая башня, никто не знает!

Мой Инстаграм

#маяк #музей маячной службы #музей маяков #смотритель #маяк смотритель #смотритель маяка #вакансия маяк