Найти тему
Remont1969

Вторая амфибия, возможно даже боевая. Zeiner Hydro-mobil. 1915. Австрия снова изобретает, но не применяет.

Новейшее австрийское изобретение - военный автомобиль для воды и суши!!! С таким заголовком вышла одна из газет весной 1915 года. Заметка была вызвана испытания нового автомобиля-амфибии изобретателя Людвига Цайнера, когда любая новинка во всей Европе примерялась - а не удастся её приспособить к военному делу?

Zeiner Hydro-mobil/Hydro-Automobil/Водный автомобиль

Страна: Австрия

Год выпуска: 1915

Кол-во: 1

Конструктор: Ludwig Zeiner

Бронирование, вооружение - не устанавливались

Экипаж: 2 чел

Двигатель: Horex

Людвиг Цайнер, имперский и королевский конюший (K.u. k. Hofbereiter.), остался в истории техники, как автор нескольких неоднозначных технических решений, первый из которых стал автомобиль-амфибия - ,Zeiner Hydro-mobil, испытанный в марте 1915-го года. История автомобилей, которые могут одинаково хорошо могут использоваться и на суше и воде не так велика. Первые удачные серийные модели появились только к началу второй мировой у немцев - Volkswagen Typ 166 (Schwimmwagen) и американцев - Ford GPA. Если не считать мифической американской паровой амфибии Оливера Эванса из 1789 года, первый реальный образец, сохранившийся в фотографиях и проверяемых источниках стал на колеса и поплыл по Сене в 1907 году. Но Ravaillier Canot voiture automobile никого не заинтересовал не только во Франции, но и в Америке, куда машину привез её новый владелец.

Ravaillier Canot voiture automobile, 1907
Ravaillier Canot voiture automobile, 1907

В самой Европе тема амфибийности никого не интересовала, если не считать интересом такие единичные эксперименты, как поставленный на плот воронежский аэромобиль Бурковского с пропеллером или швейцарский амфибийный автомобиль с воздушным движителем Гарбаччио. Новое рождение тема автомобиля-амфибии получила в Австрии, очень изобретательной, но совсем не производительной стране. К 1915-му году Людвиг Цайнер (Ludwig Zeiner) занимал в Австо-Венгерской империи не последнее место, он был кородевским конюшим, мастером Испанской школы верховой езды на лиципанерах, специальной породе лошадей. Достачтосно вспомнить, что именно Испаснкая школа выездки сохранилась с имперских времен и поддерживается небольшой республикой и сейчас. Но кроме выездки Людвиг Цайнер интересовался и техническими новинками, получив ряд патентов на изобретения в области транспорта. В марте 1915 года была испытана его машина-амфибия, получившая название Autiboot - автолодка, или как чаще упоминается в прессе - Zeiner Hydro-mobil - Гидромобиль Цайнера.

-3

Гидромобиль Цайнера, оснащенный двигателем Horex испытывался на Старом Дунае в пределах Вены в марте 1915-года. Изобретатель Цайнер уэе имел ряд патентов на автомобильный замок, тахометр с регистрацией параметров, специальный генератор для автомобильного освещения). Автомобиль, именно автомобиль, а не лодка с приспособлением для передвижения по суше, для перемещения по суше и по воде была его последним изобретением. Построить в 1915-м году в воюющей стране развлекательный или туристический автомобиль было невозможно, и амфибия испытвалась под присмотром военных, в ряде изданий её даже назвали Krigsmobil - Военный автомобиль. За испытаниями, на которых гидромобиль показал свои вседорожные и водные возможности присутствовал эргерцог Франц Сальватор (Erzherzog Franz Salvator), известный сторонник механизации и автомобилизации армии, принимавший участие в проектировании первого в мире бронеавтомобиля и автор одной из конструкций полноприводного шасси.

-4

Гидромобиль Цайнера представлял из себя полностью самостоятельный проект. Для обеспечения плавучести конструктор поставил перед собой задачу сделать максимально легкий кузов. Кузов представлял из себя деревянную раму, обтянутую кожей или кожезаменителем. По центру машины устанавливался двигатель Хорекс, от которого через цепной привод вращались задние колеса, передняя ось была поворотной и управлялась рулем. Металлические колеса с пневматическими шинами были сделаны полыми для увеличения плавучести. Винт приводится в движение карданным валом и ведущие колеса в воде так же не отключались помогая легко преодолевать мелководье.

-5

Экипаж первой машины состоял из двух человек, которые размещались в узком корпусе лодки. Несмотря на относительно слабый двигатель легкий корпус позволил показать неплохие данные по мобильности. На суше гидромобиль разгонялся до 75 км/час и на воде до 20 км/час. Обладая неплохой энерговооруженностью машина Цайнера показала свои возможности по входу в воду и выходу из воды на плохоприспособленном берегу.

-6

В тоже время машина была мокрой - текли отверстия для карданного вала и привода цепей, мощность Хорекса все таки была маловата. Конструктор задумал сделать еще одну машину, существенно большего размера с 80-ти сильным двигателем, который должен был обеспечить скорости большой машины 80 км/час на шоссе и 40 км/час на воде. Эффектные кадры с движущимся по воде в туче брызг гидромобилем были сделаны на мелководье, когда машина ехала на колесах.

-7

Присутствие эргерцого Сальватора на испытаниях не стало пропуском в мир больших заказов, Людвиг Цейнер на 20 лет отошел от строительства машин сосредоточившись на лошадях. И хотя колесные автомобили-амфибии так и появились на свет до второй мировой, их бронированные братья на колесах и гусеницах вполне себе освоили водную среду в межвоенных период. Первыми поплыли английские танки, сначала экспериментальные средние, а за ними и легкие серийные, ставшие образцов в частности для советских танков Т-37А и их развития, потом были немецкие экспериментальные танки и советские броневики типа ПБ-4. А в Австро-венгрии несмотря на первенство в разработке Zeiner Hydro-mobil так и остался казусом в истории техники без дальнейшего развития.

-8

Второй раз Людвиг Цайнер вернулся к изобретательству в 1935 году, построив по схожей с гидромобилем схеме Kleinmobil - сверхлёгкую обтекаемую машину, как тогда такие машины назывались - Stromlinien-Automobil. Zeiner Kleinwagen имел уже металлическую раму обтянутую дермантином или другим заменителем кожи, весил чуть более 500 кг и был предназначен для перевозки двух человек. Машина должна была быть очень простой и дешевой, так как в её производстве не использовалась листовая сталь и не нужны были сложные станки для производства.

-9

Идея простой и крайне дешевой машины не умерла и возродилась в Чехословакии, где случилась удивительная для социалистического строя история - частные изобретатели Франтишек и Моймир Странские разработали и наладили выпуск мотоколясок OS-Kar, производство которых до 1974 года продолжалось на государственных предприятиях под маркой Velorex.

-10

Об амфибиях и других нестандартный машинах можно почитать здесь:

Первая амфибия из Франции. Ravaillier Canot voiture automobile. 1907. По воде ака по суше.

Швейцарскій ножик с пропеллером. Garbaccio auto. Prototype. 1913.

Аэросани Бурковского. 1911. Воронеж - авиационная столица России или Воронежский мультитул.

Кабина с пропеллером. Фердинанда Фербера.1903 год. Стенд для испытания пропеллеров.

На мотоцикле с ветерком. Archdeacon-Buchet Aéro-motocyclette. 1906

Швейцарскій ножик с пропеллером. Garbaccio auto. Prototype. 1913.

На санях к Южному полюсу. De traîneau Charcot-de la Besse. 1908. Что выбирали Шарко и Скотт в Альпах?

Альпійские сани Бессе. Le traîneau à moteur du lieutenant Besse. 1909. Сани-Тягач для военных.

Французские аэросани на службе. Le traineau à hélice Rene Le Grain. 1914. По Альпам с ветерком.

Французский аэромобиль- аэросани графа де Лессепса. Auto-aero. 1912. Из России с победой.

Аэросани Коандa. Coanda Traîneau à turbine. 1910. Міф и реальность. Румыния - родина реактивного самолета?

Источники:

http://www.voz.co.at/2015A/20151024.pdf

Allgemeine Automobilzeitung 1915

https://www.origo.hu/auto/20141022-keteltu-autok-tortenete.html