Найти тему
Июньский кот

История Китая (6). Государство Шан-Инь (1300 - 1024 гг. до н. э.).

Продолжаем разбираться с историей Китая, сейчас - как возникали и развивались ранние китайские государства.

Предыдущая статья (о Раннем Шан, 1650 - 1300 гг. до н. э. - здесь).

Оно выделяется тем, что стало первым крупном государством Китая, достигшем влияния на значительной территории, а также стало первым государством, о котором известно по широкому кругу источников, как письменных, так и археологических. Наиболее полным и подробным текстом, повествующим о Шан, являются «Исторические записки» - труд древнего историка Сыма Цяня (145/135 - 86 гг. до н. э.).

До 841 г. до н. э. однозначной датировки китайской истории пока еще нет, и все даты, которые далее приводятся в тексте, являются предполагаемыми.

Государство Шан возникло около 1300 г. до н. э., в долине реки Хуанхэ, возле современного города Аньян. В это время народ шан мигрировал в этот район, находясь под управлением Пань-Гэна. Ранее здесь уже существовали несколько поселений: «Старый город», упомянутый в предыдущей статье, Хоуган, Мяопу, и другие. Шан объединили их в единую политическую структуру, и приступили к освоению этого района течения Хуанхэ.

Владения Шан в период максимального расширения.
Владения Шан в период максимального расширения.

Изначально власть передавалась от брата к брату. Пань-Гэну наследовал его брат Сяо-синь, затем третий брат Сяо-и, и только он передал власть сыну У-дину (правил с 1253 по 1195 гг. до н. э.). Из чего следует вывод, что только Сяо-и достиг такого уровня реальной власти, когда мог передать титул сыну, а не брату, по собственному желанию.

Но все равно при царях существовал фактический соправитель, «главный советник». По хроникам, У-дин «молчал», то есть был номинальным главой государства, реальным управлением занималась знать, особенно – главный советник. Но после смерти главного советника Гань Паня У-дин решил взять реальную власть, и начал подыскивать себе нового главного советника, на которого смог бы опереться в борьбе с родовой знатью. Таким человек стал Фу Юэ - человек низкого происхождения, работавший строителем, и найденный У-дином. Однако в хрониках упоминается, что У-дин был добродетельным государем, соблюдавшим ритуалы и приносившем положенные жертвы. Это означает, что У-дин достиг малых успехов в борьбе со знатью за перераспределение реальных полномочий в свою пользу. Правители, обладавшие реальной властью и сильно придавившие знать (или современную номенклатуру), как правило, имеют репутацию жестоких тиранов. За примерами далеко ходить не надо, в нашей истории это Иван Грозный, Петр Первый и Сталин.

За долгое время правления У-дин совершил множество завоевательных походов, и поставил под контроль многие земли в бассейне Хуанхэ, и некоторые земли в бассейне Янцзы. Под контролем подразумевается, что местные правители присылали дань и заложников.

После смерти У-дина был ряд правителей, о которых мало что можно сказать интересного. Гэн-дин (1165 – 1135 гг. до н. э.) окончательно становил правило передачи престола не брату, а сыну. При нем же продолжилась борьба царя со знатью за власть.

Его сын У-и также правил длительное время (1135 – 1100 до н. э.). Он продолжил завоевательную политику, например, был совершен успешный поход для покорения царства Чу, в Средней Янцзы.

Гимн в честь победы Шан-Инь над царством Чу. Источник - "История Китая с древнейших времен до начала XXI века", под ред. Тихвинского
Гимн в честь победы Шан-Инь над царством Чу. Источник - "История Китая с древнейших времен до начала XXI века", под ред. Тихвинского

При У-и появляются первые сведения о народе чжоу, переселившемся в долину Средней Вэйхэ, к западу от царства Шан, и создали на новом месте свое царство. Чжоу были тоже сино-тибетцами, общего с Шан языка и культуры. Шан подчинила Чжоу, и при этом Чжоу стали выполнять важную функцию – защищать Шан с западного направления от нападений кочевников.

В хрониках У-и характеризуется как богохульник, алкоголик и развратник. Это означает, что У-и сумел, опираясь на внешнеполитические успехи, добиться расширения своей реальной власти в ущерб родовой знати. Хроника сообщает, что У-и погиб на охоте от удара молнией, посланной Небом в наказание за грехи. Историки это интерпретируют в том смысле, что, дескать, знаем мы эти внезапные удары молниями с неба.

Следующий (ван) царь Тай-дин (1099 – 1097 гг. до н. э.) продолжил внешнюю и внутреннюю политику предшественников. По его поручению, Чжоу совершало завоевательные походы на запад и север, расширяя владения своего сюзерена, и о практике завоеваний руками Чжоу наследники У-и и Тай-дина потом горько пожалели.

Сын Тай-дина, Ди-и (1096 – 1060 гг. до н. э.) привел Шан к наивысшему расцвету по экономическому уровню и по внешнеполитическому влиянию. Но при нем Чжоу впервые бросило вызов царству –хозяину, безуспешно попытавшись атаковать столицу Шан. В борьбе со знатью Ди-и достиг очевидного успеха, так как по хроникам он был совсем нехорошим человеком, а еще передал власть младшему сыну, а не старшему , как ранее. Это говорило о том, что Ди-и единолично принял решение, кто будет наследником.

Ди-синь правил с 1059 по 1027 гг. до н. э., и ему было суждено стать последним суверенным правителем Шан. Хроники дают ему противоречивую характеристику, так как он называется умным и сильным государем, но при этом он «наполнял вином пруды», «заставлял мужчин и женщин нагими гоняться друг за другом», «заставлял верховного жреца придумывать и исполнять непристойные мелодии», что говорит о продолжении борьбы «царь - знать». В перерывах между плотскими утехами и рок-н-роллом Ди-синь совершал завоевательные походы, дойдя даже до полуострова Шаньдун, покорив там народ восточные и.

Есть две версии финала царства Шан. По первой версии, в 1027 г. до н. э. армия Чжоу снова выступила в поход против Шан. В битве при Муе чжоусцы победили, Ди-синь совершил суицид. По другой версии, поход Шан против восточных и был успешен, но при этом Ди-синь погиб, чем и воспользовалось Чжоу, разбив и подчинив Шан.

Преемник Ди-синя У-гэн был лишь фактическим подчиненным царя Чжоу У-вана, под присмотром двух братьев последнего. В 1024 г. до н. э. он попытался вернуть независимость Шан, но был убит. Царство Шан было ликвидировано, население депортировано на Великую равнину.

Так закончилась история первого крупного государства Китая, погибшего, будучи парализованным постоянной борьбой между знатью и царем.

Также другие статьи по тематике истории Китая и похожим темам:

Об уголовном кодексе китайской империи Тан,

От Цинь и Хань до Мин и Цин: как разобраться в китайских династиях?

История Китая (3): древнейшие китайские государства,

История Китая (4): кто населял страну в эпоху неолита,

История Китая (5): Раннее Шан (1650 - 1300 гг. до н. э.),

Как рождаются и погибают государства? Теория эгоистичных элит

На этом спасибо за внимание!