В конце лета 2020-го года побывали на самой старой, наиболее долгодействующей ГЭС в России и отсняли много свежего фотоматериала.
UPD 22.02.2022 - Хочу добавить видео-пролёты снятые с дрона в январе 2022-го года над Порожской ГЭС
Годом начала эксплуатации считается 1910-ый, когда ГЭС была запущена, а окончанием 2017-ый из-за отсутствия финансирования на поддержания нормальной работы. Плотина до сих пор стоит, а водосброс регулируется, но вода уже не поступает в турбины и не крутит механизмы электрогенераторов, для вырабатывания энергии.
Ремонт комплекса ГЭС оценили в заоблачные 1 миллиард рублей, конечно у Челябинской Области, тем более Саткинского района, таких денег не нашлось, и всё постепенно идет в упадок. Возможно плотину и будут поддерживать, чтобы не разлилась сильно, но всё остальное скорее всего пропадёт.
Немного из истории возникновения ГЭС из открытых источников:
В 1908 году «Уральское электро-металлургическое товарищество графа А. А. Мордвинова, графини Е. А. Мордвиновой, барона Ф. Т. Роппа и А. Ф. Шуппе» приступило к строительству ферросплавного завода в урочище «Пороги» на реке Большой (Озёрной) Сатке в 35 верстах от одноимённого горнозаводского посёлка. Производство планировалось электроплавильное, потому Сатку перегородили плотиной, смонтировали приплотинную ГЭС. Через два года ГЭС начала обеспечивать завод электроэнергией
Плотина и некоторые здания были в свободном доступе для посещения. Состояние большинства зданий и, к сожалению, плотины оставляет желать лучшего. Основные агрегаты управления и турбины находятся под охранной системой, это единственное, куда здесь нельзя попасть, или делать этого лишний раз не стоит, даже если очень хочется.
На самой плотине достаточно много старых механизмов управления створками, видно что их регулируют и используют, но некоторые места оставляют желать лучшего.
Поток воды, в конце лета, был достаточно сильный, а по весне скорее всего всё течёт гораздо сильнее:
На Порожской ГЭС в выходные полно туристов, иногда не протолкнуться, беременные мужчины с детьми так и лезут на плотину, а у некоторых отсутствует система самосохранения хотя бы ближних своих, удивительно что не слыхать о несчастных случаях. Рекомендую планировать поездку в будние дни, поспокойнее будет и меньше людей в кадр залезут.
Есть большая вероятность, что с 2021-го года на плотину и обратную сторону реки не удастся попасть из-за новых ограждений, обмотанных колючей проволокой. Если решетки будут закрыты, то крайне нежелательно их облезать, высота рядом с новым ограждением приличная.
Немного фотографий, так сказать, широким взглядом:
Еще несколько вертикальных кадров Порожской ГЭС:
Панорама на плотину со стороны ГЭС:
Внутренняя составляющая машзала ГЭС. В данный момент плотина не работает, всё стоит под охраной, вокруг основного здания понавешено камер, ну и толпы людей не дают углубиться в объект по полной, приходится довольствоваться окнами:
Памятная табличка человеку, благодаря которому здесь что-то сохранилось и еще есть куда приехать и на что посмотреть:
Здания на территории, к сожалению, находятся не в самом лучшем состояние и даже основное уже потихоньку уничтожается толпами нерадивых туристов.
Напоследок панорамный кадр с видом на реку Большую Сатку:
Координаты места: 55.281514, 59.135127
В будущих постах буду стараться указывать все координаты мест, чтобы и Вы могли посетить интересные места Урала! Это только может не касаться мест, где прибывание не совсем законно или смертельно опасно.
На этом моменте хочу закончить свой первый блог на Яндекс.Дзен. Сегодня я рассказал о своём посещение ГЭС "Пороги", по мимо него, в этой поездке из Уфы на ГЭС и обратно, я посетил множество других мест, о которых хочу рассказать вам в будущих постах. Начал с самого вкусного, с этой поездки :) Но поверьте, будет еще очень много интересного на моём канале в Яндекс.Дзен!
Благодарю за внимание. Буду рад вашим реакциям, комментариям, а также подпискам на Яндекс.Дзен канал. Обо всех наших путешествиях, раньше всего, Вы можете узнать в моём Instagram - S_Grez или VK - S_Grez. Там же, в закрепленных альбомах, лежат все сторис с наших поездок.