Если можно взять все грехи человека и поместить его в одного, то выйдет как раз Птолемей Эвергет, который правил Египтом в 145-116 годах до н.э. Эвергет составлял со своим старшим братом Птолемеем Филометором классическую картину противоборства добра со злом. Как Инь и Ян, если Филометор был олицетворением всего хорошего, что может быть в человеке, то Эвергет это темная сущность человеческой души.
Птолемей Эвергет был младшим сыном Птолемея V Эпифана и Клеопатры I, дочери сирийского царя Антиоха III. Старшим братом ему приходился Птолемей VI Филометор. При наличии старшего брата в династическом споре, Эвергет мог рассчитывать на управление кого-нибудь нома, или Кипра, который в ту пору принадлежал Египту. Но судьба решила преподнести незаслуженный подарок Птолемею VIII.
После смерти Птолемея V в 180 году до н.э., как и положено, старший сын Птолемей VI Филометор занял престол отца, правда на тот момент ему было 6-8 лет. Регентом над малолетним царем была провозглашена Клеопатра I, мать Филометора и Эвергета. В 173 году до н.э. Клеопатра скончалась, оставив распоряжение о признании Филометора совершеннолетним, следовательно, самостоятельным правителем. К сожалению, для всей страны, на момент смерти царицы Клеопатры, Египет находился в состоянии войны с Селевкидским государством под управлением Антиоха IV Эпифана, сына Антиоха III и брата Клеопатры I. В этой, можно сказать, братской войне между Антиохом и Клеопатрой, египтяне терпели неудачу.
После кончины Клеопатры, селевкидские войска перешли к более активным действиям. Антиох смог занять Мемфис и пользуясь родством с Филометором, объявил себя его соправителем. Александрия вспыхнула негодованием. Собрать новое войско и выбить Селевкидов из Мемфиса, да и вообще из Египта, александрийцы, скорее всего не пожелали. А вот найти юридический способ, они «смогли», просто отказались признавать своим царем Филометора. Делов-то, если Филометор не царь, следовательно, и Антиох. Соправитель никого. Александрийцы думали, что они всех переиграли и уничтожили, но как показала дальнейшая история, они просто «вырыли себе большую яму».
Так как Филометор больше для них был не царь, то александрийцы поставили над собой его младшего брата, Птолемея Эвергета. Таким образом получилось два правительства - одно в Мемфисе, другое в Александрии. И это при том, что оба брата были юны и совсем несведущи в политических играх большого мира. Потому у каждого появилась своя свита, которая «помогала» разбираться в политических перепутьях.
А так как каждая партия стремилась, в конце концов, оставить только одного царя (своего конечно), то вражда между братьями подогревалась обеими сторонами. В дальнейшем уже начали играть природные качества каждого правителя, если Филометор шел к цели (объединению Египта под управлением одного правителя) мирными путями, то Эвергет выбрал более кровавый и подлый путь. Птолемея VIII Эвергета многие современные исследователи не раз нарекали «самым мрачным из Птолемеев». Но если вы представляете себе огромного, угрюмого мордоворота, молчаливого и жестокого, то это все из кино, на самом деле Эвергет внешне был совсем другим. Но об этом – чуть позже.
Египет – продовольственный «прилавок» Древнего Рима, но когда в «прилавке» начинаются бои, и вот-вот два «продавца» подерутся между собой, разгромив весь «прилавок», то Рим не может остаться в стороне. В 163-164 гг. до н.э. в Египет была послана римская делегация, которая думала, что сможет примирить братьев. Делегация решила так: Филометор получает Кипр, и собственно Египет, а Эвергет – Киренаику (современная Ливия).
«Маловато будет!»
Как так, одному Египет и Кипр, а Эвергету одну пустыню. В 162 году до н.э. он отправился в Рим, чтобы похлопотать об аннулировании данного решения римской делегации. Филометор прознав про происки брата, отправил в Рим и свое посольство. На выступлении в Римском Сенате Эвергет «плакался» о том, что все было нечестно и несправедливо, мол отдайте мне к Киренаике остров Кипр, и тогда он, т.е. Эвергет будет доволен. Посольство Филометора наоборот говорило, что вообще передача Киренаики была только по воле римлян, ведь Эвергет не должен был рассчитывать ни на чего. Глупое поведение александрийцев, которые посадили его править ими ни о чем не должно говорить Римскому Сенату – ведь сами александрийцы уже не раз пожалели о своем решении. И правда, свидетельские показания самой римской делегации говорили о жестокости Эвергета к простому городскому народу, об увеличении поборов для царского двора и многом другом. Свидетели закончили свое выступление констатацией факта – что простой народ был на волосок от бунта, дабы ворваться во дворец Эвергета и убить его.
Римская бюрократия назначила еще одну комиссию по вопросам раздела Египетского царства.
Римляне думали, как передать Кипр Эвергету, но не задеть при этом Филометора, чтобы не началась война. А войны римляне не хотели, понимая, что одна из сторон обязательно втянет Вечный город в этот конфликт. Пока римляне думали, Эвергет набрал, по пути из Рима, в Греции наемное войско и прибыл на юго-западное побережье Малой Азии – в Карию. Оттуда он предполагал пойти на Кипр, но римские послы вовремя вмешались. Время шло, Кипр никто не хотел отдавать. Пока Эвергет прохлаждался в Малой Азии, в его вотчине – Киренаике произошло восстание. Пришлось Эвергету направиться в свои владения.
Сведений о том, каким образом развивалось восстание, к сожалению, нет. Дальнейшие события могут говорить нам о том, что Эвергет восстание подавил, но в ходе него произошло покушение. Птолемей находился на грани жизни и смерти, потому сделал «ход конем», окончательно укрепив свои позиции – он завещал свое царство Риму, а римляне — это дело одобряли.
В 161 году до н.э. послы от Эвергета вновь прибыли в Рим, но в этот раз Сенат был куда лояльнее к нему. Сенаторы постановили разорвать любые отношения с Филометором. Руки у Эвергета были развязаны, можно было набирать войско и идти на Кипр. Правда вторжение откладывалось аж до 154 года до н.э. Год не самый удачный, тут Эвергет просчитался, римляне были заняты восстанием в Лузитании, так что военной помощи с Аппенинского полуострова ждать не приходилось. Войска Филометора заперли захватчиков в Лапефе (городе на северном берегу острова). После непродолжительного боя, Эвергет сдался на милость своего брата.
Филометор проявил все черты своего характера, пощадив брата, впридачу дал обещание выдать свою дочь за него (у египтян это было нормой), а сверху еще и зерно, ежегодно. Не так плохо, на самом деле. Почти 9 лет мир царил в земле египетской. Но все изменилось в 145 году до н.э., в этот год скоропостижно скончался Птолемей VI Филометор. Теперь жуткое нутро Эвергета могло поглотить всю страну.
Продолжение следует…
Фотоматериалы использованы из свободного доступа системы Яндекс и являются иллюстрацией мыслей автора.
Если понравилась статья ставьте лайк и подписывайтесь на канал.
Внимание! Всем спасибо за внимание!