Найти тему
КиноНытик

Анатолий Папанов не принял Рязанова всерьез, а потом называл отцом родным

"Берегись автомобиля!"
"Берегись автомобиля!"

- Да он как отец родной, только в кино, - говорил актер Анатолий Папанов про Эльдара Рязанова. Ему этому режиссеру он был обязан своему успешному старту в кино.

Дело было так: Анатолий Дмитриевич на момент знакомства с Эльдаром Александровичем был уже вполне успешным театральным актером. Как-то за кулисами Зеленого театра в саду «Эрмитаж», где в самом начале 60-х годов проходили спектакли Театра Сатиры, Папанов встретил молодого Рязанова, которого тогда всерьез не принял.

"Дайте жалобную книгу"
"Дайте жалобную книгу"
- Он был буднично одет, вел себя застенчиво, говорил совсем негромко. Он отрекомендовался и сразу предложил мне сняться в его картине. Признаюсь: всерьез я его не принял, не вязался у меня его облик с серьезным режиссером кино, - рассказывал позже Анатолий Папанов. – Все мои попытки войти в кино оставались бесплодными. Поэтому я не заинтересовался предложением Рязанова, о чем ему и сказал.

Но режиссер был известен своей настойчивостью, он пришел на спектакль «Дамоклов меч», в котором Папанов играл роль Боксера и стал убеждать актера согласиться на роль. Рязанов оказался первым человеком, увидевший в Папанове актера кино.

Эльдар Рязанов и Анатолий Папанов на съемках
Эльдар Рязанов и Анатолий Папанов на съемках
- Я с интересом прочитал прекрасный сценарий «Человек ниоткуда», написанный Леонидом Зориным для Рязанова. Вскоре начались съемки, - вспоминал актер. – Мне фактически досталось играть четверых людей, разных по профессиям и внешнему облику. У них была одна общая черта – потребительский взгляд на мир.

Недоверие Анатолия Папанова к режиссеру развеялось сразу после начала работы. Рязанов заряжал окружающих его людей творческим азартом, а также покорял добрым отношением.

- В этом фильме он взялся за новую тему. Тогда многих волновала легенда о странном человекообразном существе. В газетах печатались материалы о результатах экспедиций, посланных на поиски чуда ХХ века, - говорил Анатолий Дмитриевич.

Усилия съемочной группы сводились к тому, чтобы создать синтез легенды и реальности, чтобы история в фильме выглядела правдиво.

Анатолий Папанов
Анатолий Папанов
- У Эльдара Рязанова тонкое чутье на исполнителей. Он открывает артиста и открывает новое в артисте. Он открыл зрителю Людмилу Гурченко, Ларису Голубкину, с неожиданной стороны представил Иннокентия Смоктуновского, когда трагедийный артист предстал в комедийном амплуа.

По словам Анатолия Папанова, обнаружить в Рязанове режиссера на съемочной площадке было непросто: он вместе с рабочими мог перетаскивать декорации, помогать ассистентам. Он был мотором фильма, поэтому работа всегда спорилась.

Кстати:

1. В 2021 году фильму «Человек ниоткуда» исполнилось 60 лет.

2. Анатолий Папанов снялся у Эльдара Рязанова в фильмах «Человек ниоткуда», «Дайте жалобную книгу» и «Берегись автомобиля!»

Подписаться на канал «КиноНытик»