Найти тему
Истории успеха

«душка» Минни

Почему Романовы подходили к династическим бракам с такой небрежностью? Продолжаем тему воспитания и подготовки наследников трона.

император Александр III и императрица Мария Фёдоровна с детьми.  Ливадия, Слева направо: стоят цесаревич Николай Александрович, Георгий Александрович. Ксения Александровна, сидят: императрица Мария Фёдоровна, младшая дочь Ольга Александровна, император Александр III, Михаил Александрович. Фото из открытых источников
император Александр III и императрица Мария Фёдоровна с детьми. Ливадия, Слева направо: стоят цесаревич Николай Александрович, Георгий Александрович. Ксения Александровна, сидят: императрица Мария Фёдоровна, младшая дочь Ольга Александровна, император Александр III, Михаил Александрович. Фото из открытых источников

Современники в один голос восхищаются Марией Фёдоровной, в роли императрицы и матери. Насчет её в роли императрицы сомнений нет. Всеми необходимыми качествами она обладала: безукоризненные манеры, огромное обаяние и шарм, модница, не пропускавшая ни одного бала и т.д. Недаром, близкие называли её «душка» Минни.

При этом, будучи матерью наследников престола, проявила удивительное равнодушие и недальновидность.

Воспитание наследников, помимо соответствующего образования, подразумевает осознание ответственности и чувства долга в роли самодержца огромной империи.

Что в результате: цесаревичу поручают ответственный «проект» лишь в 25 (!!!) лет. Георгия и Михаила и вовсе не рассматривают в роли потенциальных правителей.

По всей вероятности, Романовы, не слишком увлекались собственной историей. Даже трагический пример старшего брата Александра III, не произвёл должного впечатления. Выводов не сделали, за что жестоко поплатились.

Казалось бы, на основе семейной драмы, Александру III было над чем задуматься. Ведь его самого не готовили в императоры. Им должен был стать его старший брат - Николай, "Никс".

Николай, который уже был помолвлен с принцессой Дагмар, внезапно заболел и вследствие неправильного диагноза и лечения, скоропостижно скончался в возрасте 21 года.

И цесаревичем, неожиданно для самого себя, стал Александр Александрович. По настоянию и под давлением родителей, спустя год после безвременной кончины брата, сделал предложение его бывшей невесте. После венчания, которое состоялось 28 октября 1866 года, принцесса Дагмар стала цесаревной Марией Фёдоровной.

На мой взгляд, сложно привести более убедительный пример хрупкости человеческого бытия. Видимо, правы мудрецы, опыт - плод ошибок трудных...

Итак, подготовка наследника, по неясным соображениям, откладывалась на неопределенное время. А что с продолжением династии и соответственно будущим империи? Тут тоже всё странно. Династический браки это не только взаимовыгодные союзы в будущем, это перспектива развития императорского дома в целом.

Несмотря на влюбленность цесаревича в Алису Гессенскую, родители прочили ему в жёны Елену Орлеанскую. Почему не настояли, не ясно. Гемофилия Гессенских даже в то время не была тайной, к тому же бездетный брак Елизаветы Фёдоровны (старшей сестры Алисы Гессенской) также наводил на определенные выводы.

В итоге, в результате скоротечной болезни Александра III, в 1894 году цесаревич получил согласие на брак с любимой принцессой. Так была заложена первая бомба под трон...

В случае с Георгием Александровичем, отсутствие жены и детей, можно списать на внезапно постигшую его болезнь.

Великий князь Георгий Александрович. Фото из открытых источников
Великий князь Георгий Александрович. Фото из открытых источников

Но как же Михаил Александрович? Когда в 1901 году у Николая II и Александры Фёдоровны родилась четвёртая дочь, разочарование было всеобщим.

Влюбчивому Михаилу Александровичу уже 23 года. И здесь бы Марии Фёдоровне задуматься о браке сына и «запасного» наследника, а заодно о будущности династии. Но не тут то было…дождались 1907 года. Когда его пленила жена подчиненного. Госпожа Вульферт, дама совершенно неподходящая на роль великой княгини, зато крайне амбициозная, напористая и любвиобильная. К моменту рокового знакомства Наталья Сергеевна Вульферт уже дважды замужняя дама с дочерью.

После спешного, тайного венчания Михаила Александровича на Наталье Сергеевне в 1912 году, стоит обратить внимание на интересные факты - в переписке Николая с матерью, читаем:

«…К несчастью, между мною и им сейчас всё кончено, потому что он нарушил своё слово. Сколько раз он сам мне говорил, не я его просил, а он сам давал слово, что на ней не женится»
«И я ему безгранично верил!»

Сомнений нет, Николай не единожды беседовал с братом о невозможности заключения брака, который ставит под удар престиж династии и её будущее. И судя по клятвам Михаила, он прекрасно понимал, что его брак поставит династию под удар.

«Что меня особенно возмущает — это его ссылка на болезнь бедного Алексея, которая его заставила поторопиться с этим безрассудным шагом!»
«Ему дела нет ни до твоего горя, ни до нашего горя, ни до скандала, кот[орый] это событие произведет в России. И в такое время, когда все говорят о войне, за несколько месяцев до юбилея Дома Романовых!!!»
«Стыдно становится и тяжело. У меня тоже была первая мысль скрыть это известие, но, прочтя его письмо два-три раза, я понял, что теперь ему нельзя приехать в Россию»

Становится ясно, что во-первых: болезнь цесаревича Алексея в кругу близких родственников известна.

Во-вторых, ссылаясь на болезнь племянника, Михаил своей скандальной женитьбой, умышленно избегает права на престол. Тем самым, "подложил" вторую бомбу под престол...

Наталья Сергеевна с Великим князем Михаилом Александровичем. Фото из открытых источников
Наталья Сергеевна с Великим князем Михаилом Александровичем. Фото из открытых источников

Отсутствие чувства долга и ответственности перед династией налицо. Кто, как не царственные родители, должны были сызмальства внушить эти понятия сыновьям?

После диагностированной гемофилии законного наследника, цесаревича Алексея, участь династии была практически предрешена.

Изменив Акт о престолонаследии, возможно, у династии появился бы шанс...но нерешительный и полностью подчиненный воле жены, Николай II ничего не предпринял для будущего монархии.

Е.И.В. Великая княжна Ольга Николаевна, старшая дочь Николая II. Фото из открытых источников
Е.И.В. Великая княжна Ольга Николаевна, старшая дочь Николая II. Фото из открытых источников

На что надеялась Мария Фёдоровна, постепенно утратив влияние на Николая и вступив в открытую конфронтацию с Александрой Фёдоровной?

В письме к своей сестре, английской королеве, Мария Федоровна эмоционально выражала свои чувства:

«Аликс выдержала все торжества необычайно хорошо. Но представь, ни одного из моих красных платьев ни разу не надела. Приходится сожалеть, что я столь глупа и выбросила на ветер не лишние для меня деньги»

Мария Фёдоровна была невообразимой модницей и обожала роскошные украшения, однако её модные предпочтения категорически не совпадали со вкусом Аликс.

«Для меня непостижимо, что она вообще смогла так поступить, в особенности если учесть, что я вначале говорила об этом с Ники. В сущности, это такое проявление нахальства, грубости, бессердечия и бесцеремонности, примеров которому я не припомню»
императрица Мария Федоровны с внучкой Ольгой, и  дочерью Ольгой.  императрица Александра Фёдоровна. Стоят: Великая княгиня Ксения Александровна с дочерью Ириной, император Николай II. Фото из открытых источников
императрица Мария Федоровны с внучкой Ольгой, и дочерью Ольгой. императрица Александра Фёдоровна. Стоят: Великая княгиня Ксения Александровна с дочерью Ириной, император Николай II. Фото из открытых источников
«Да я бы никогда не осмелилась поступить так с моей свекровью. Ну да ладно, все это уже в прошлом, и ничего не изменить, да, может быть, она и не со злого умысла так сделала, может, просто сказывается отсутствие чувства такта, ведь если с ним не родиться, так потом и не приобрести»

Мария Фёдоровна не скрывала своего отношения к жене сына, была в курсе неприязни двора к замкнутой императрице Аликс и интригах ветви Владимировичей в лице Марии Павловны.

Поразительно, но женщины «пленившие» Романовых, все, как одна, обладали качествами их царственной матери: властные, не терпящие возражений, деспотичные особы.

Отношение к дочерям, мягко говоря, вызывает недоумение. Взаимная влюбленность её старшей дочери Ксении и Сандро, ни для кого из семьи не была секретом. Казалось бы, чего еще желать родителям – равнородный брак по-любви. Но вот как вспоминает своё сватовство Великий князь Александр Михайлович:

«… отец мой отправился в Аничков дворец, чтобы переговорить с Государыней окончательно, оставив меня в состоянии крайнего волнения»
«Я знал, что отец мой обожает Великую Княжну Ксению и сделает все, что в его силах, чтобы получить согласие ее царственных родителей на наш брак. Но я знал также и Императрицу»
«Она не переносила, чтобы ее торопили или же ей противоречили, и я опасался, что она сгоряча, даст отрицательный ответ, и отрежет возможность дальнейших попыток»
Ксения и Сандро. Фото из открытых источников
Ксения и Сандро. Фото из открытых источников
«Лицо его сияло. Он чуть не задушил меня в своих объятьях.
— Все устроено, — сказал он входя: — ты должен отправиться сегодня к Ксении в половине пятого.
— Что сказала Императрица? Она рассердилась?
— Рассердилась? — Нет слов, чтобы описать ее гнев. Она ужасно меня бранила. Говорила, что хочу разбить ее счастье. Что не имею права похитить у нее ее дочь. Что она никогда не будет больше со мною разговаривать. Что никогда не ожидала, что человек моих лет будет вести себя столь ужасным образом. Грозила пожаловаться Государю и попросить его покарать все наше семейство.
— Что же ты ответил?
— Ах — целую уйму разных вещей! Но к чему теперь все это. Мы ведь выиграли нашу
борьбу. А это главное. Мы выиграли, и Ксения — наша!»

Про удивительное равнодушие к младшей дочери Ольге, лучше прочитать первоисточники. Современники оставили многочисленные свидетельства «странного» брака Ольги Александровны и Петра Ольденбургского.

Великая княгиня Ольга Александровна с мужем принцем Ольденбургским.  Фото из открытых источников
Великая княгиня Ольга Александровна с мужем принцем Ольденбургским. Фото из открытых источников

Вполне убедительной выглядит версия, что Мария Фёдоровна намеренно выдала дочь за принца Ольденбургского, известного своими скандальными пристрастиями, из эгоистических соображений — чтобы дочь больше уделяла времени одинокой матери.

В своих мемуарах Ольга Александровна вспоминала о первом замужестве:

«Мы прожили с ним под одной крышей 15 лет, но так и не стали мужем и женой»

Когда в апреле 1916 года, не выдержав более, Ольга призналась дорогой Maman во всех «прелестях» своего мучительного замужества, императрица, одной единственной фразой выразит в своём дневнике, и как она глубоко потрясена, и что совершенно не догадывалась о личной трагедии дочери:

«Ужасно ее жаль!»

Вы можете себе представить, чтобы добрая и заботливая мать, которая всячески способствовала этому заранее обреченному браку дочери, ничего не знала и на протяжении долгих 15 лет пребывала в счастливой уверенности, что «все счастливы»? Скорее, императрица предпочитала не замечать очевидного всем и не думать о плохом.

Когда Ольга со вторым мужем сообщила о решении уехать на Кавказ, повториться вновь похожая сцена, Мария Фёдоровна запишет:

«Чувствую что больше возмущена, чем подавлена предстоящей тяжелой разлукой. Каким же надо быть жестоким, чтобы причинить мне страшную боль»

После отъезда Ольги с мужем и сыном, расстроенная мать записывает:

«Я была весьма суха с ним {Куликовским}, поскольку именно он причинил мне такое тяжелое горе…Какая жестокость, просто-напросто грех, ведь он отнял ее у меня, да еще в такое время!»

Действительно, наконец-то счастливая Ольга, с любимым мужем и сыном самостоятельно строит свою жизнь, мать по-прежнему думает лишь о себе. При этом следует добавить, что она не осталась в одиночестве, вместе с ней окружение из многочисленных родственников с семьей старшей, и кстати, любимой дочери Ксении.

Романовы перед эмиграцией.  Фото из открытых источников
Романовы перед эмиграцией. Фото из открытых источников

Можно рассуждать о широкой гамме материнских чувств… Безусловно, это была сильная женщина, прекрасно подходившая на роль императрицы.

Но как мать…особа привыкшая властвовать, своей авторитарностью и деспотизмом успешно подавила в сыновьях всякое проявление лидерских качеств, не привыкшая считаться с чужим мнением.

В результате, ни один из сыновей не смог сохранить империю, отношения между родными сестрами были весьма «натянутыми».

императрица Мария Фёдоровна. Фото из открытых источников
императрица Мария Фёдоровна. Фото из открытых источников

Вывод неутешительный: "душка" Минни была замечательной императрицей, но с треском «провалила» главную миссию по воспитанию наследников трона.

Первая часть здесь. Продолжение следует...