Продолжим знакомство с музеями мира, специфика которых состоит в том, чтобы рассказывать о мире слепых и помогать слепым взаимодействовать с окружающими.
Среди типичных тифломузеев можно назвать Нидерландский: в его коллекции представлены материалы как по истории тифлопедагогики, так и по истории нидерландских сообществ слепых и слабовидящих.
Еще один похожий музей, также созданный под эгидой национальной ассоциации слепых и слабовидящих, находится в Швеции.
Также при национальной ассоциации действует и швейцарский Музей слепых. Одна из его любопытных особенностей — не только детские и студенческие мероприятия, но и игры на командообразование для офисных работников. Считаю, что такой подход стоит взять на вооружение и другим музеям.
Сходным образом, хотя и со значительным уклоном в национальную историю, устроен польский Тифлологический музей.
Интересный Музей для слепых находится в литовском городе Каунас: его открыли прямо в соборе Архангела Михаила. На самом деле этот музей — скорее аттракцион для зрячих посетителей: они попадают в катакомбы собора, темное и незнакомое пространство, где им предстоит ориентироваться, используя только слух, обоняние и осязание.
В экспозиции чешского Технического музея в г. Брно можно посмотреть раздел под названием «Культура слепых». Этот раздел изначально создавался как отдельный самостоятельный музей, но в 2000 г. был включен в состав Технического музея. Здесь представлены материалы по обучению слепых и слабовидящих детей.
Впрочем, и другие разделы музея не менее интересны: здесь можно познакомиться с устройством различных видов двигателей, увидеть старинные автомобили, мотоциклы и механизмы башенных часов, посидеть за «допотопными» компьютерами, узнать историю оптических приборов, фотоискусства, кинематографа, звукозаписи и интернета.
Экспозиция о тифлопедагогике прекрасно дополняет общую тематику. К тому же, многие предметы можно трогать руками, что делает экспозицию более привлекательной и доступной для разных категорий посетителей.
Сайт музея доступен на чешском, английском и немецком языках.
В Словакии создан Музей специального образования, также посвященный истории и современности тифлопедагогики. Помимо исторической части здесь есть большой интерактивный раздел, где в игровой форме можно познакомиться со строением органов чувств, попробовать письмо шрифтом Брайля, угадать предметы на ощупь и даже побывать в абсолютной темноте (по аналогии с уже упоминавшимся литовским музеем).
Музей ориентирован, в первую очередь, на школьные группы и предлагает специальные педагогические программы для детей. Интересно, что среди этих программ есть не только посвященные тифлопедагогике, но и также нарушениям слуха. Из всех перечисленных музеев это единственный, затрагивающий проблемы слепоглухих.
Итак, тифломузеи, несмотря на некоторое однообразие экспонатов при освящении истории тифлопедагогики, в основном, стараются подчеркнуть особенности своей работы. Это и специальные программы для разных категорий посетителей, и организация экспозиционного пространства, и выразительные средства, и интерактив.
Используют ли музеи других профилей опыт тифломузеев? Да, безусловно. Это позволяет сделать экспозицию максимально доступной для разных категорий посетителей. Например, Дарвиновский музей в Москве применил в своей работе ряд интерактивных материалов и экспозиционных приемов, позволяющих слепым и слабовидящим посетителям знакомиться с содержанием экспозиции. Во многих других музеях используются тактильные макеты.
Зрячим посетителям, в свою очередь, предлагается погрузиться в полную темноту. Это может быть сделано как в формате аттракциона, так и тематически привязано к содержанию выставки или экспозиции. Например, в 2015 г. этот прием был использован на выставке работ слепых и слабовидящих художников «Про зрение» в Санкт-Петербурге.
Как вы оцениваете адаптацию отечественных музеев к потребностям инвалидов?
Список упомянутых в статье музеев:
Польский тифлологический музей
Музей специального образования