Найти в Дзене

«Как написать хороший текст»: лекция Марии Голованивской

Лекция Марии называется «Русская проза на свидании» и увлекает с первых строк.

Первое предложение лекции звучит так: «Вы когда-нибудь думали о том, что мы начинаем изучать язык объяснения в любви задолго до того, как впервые влюбляемся?»

Интересно, правда?

Автор говорит нам о том, что школьная программа по литературе даёт нам образцы любовного языка.

И что все наши потуги выразить свои чувства - цитирование давно придуманных шаблонов.

Более того, она обрисовывает проблему писателей, связанную с изображением сцены признания. Мария утверждает, что русское классическое любовное признание - довольно фиксированная история. И отход от канона приводит к тому, что читатель не воспринимает признание признанием.

Дальше идёт интересный момент с признаниями на разных языках. И употреблением глаголов. Автор лекции показывает, как отличается русское понимание от зарубежного. И как семантика слов отражает эту разницу.

И это с удивительным объемом подражания тем же французам.

Собственно, по мнению автора, у русских понятие любви тесно связано с понятием судьбы. А судьба - это приговор, рок, божья кара.

Чувствуете, да?

Автор ведёт нас к тому, что в русской классической литературе любовь трагическая, неудачная. Счастливых пар практически нет.

«Влюбившись, русский человек начинает ощущать свою недостаточность, инвалидность, увечность - в этом его тайна».

Мария говорит о половинках. О том, что даже наше слово «пол» - производная от «половинка». Кстати, там даже отсылки к мифам есть на эту тему.

Автор называет литературе до Толстого - это своеобразный Ветхий Завет любовного признания.

Мы встречаем обязательные компоненты:

  • мать
  • отъезд героя
  • письмо
  • чтение книг
  • прядь волос, браслет, любая личная вещь
  • извинения
  • предложение дружбы

Я не буду приводить примеры (посмотрите в лекции). Думаю, вы и сами их вспомните.

-2

Ситуация с признаниями меняется после Толстого.

Любовь противопоставляется долгу.

Любовь меняет ход событий.

У Достоевского появляется любовь-страдание, любовь-жалость, любовь-унижение и любовь-спасение.

Позже:

-3

Вновь внесла коррективы в любовное признание резолюция.

Оказывается, в советской литературе практически нет сцен признания в любви!

Любовь возвращается в военные годы.

Дальше автор говорит о том, что в современной литературе практически невозможно найти хорошее признание в любви - но я не хочу в это верить.

Я верю, что современные авторы умеют писать признания. По крайней мере, я не могу с ходу вспомнить откровенные провалы.

Лекция в целом мне понравилась. Это было действительно интересно. И любопытно. Я рекомендую коллегам с ней ознакомиться.

Первая лекция здесь

Вторая здесь.