Скандал с Бузовой вернул меня к театральной теме. Расскажу пикантные и малоизвестные истории из-за кулисья сцены.
История первая.
Был такой театральный директор — Игорь Нежный (1892-1968). В начале 30-ых годов он возглавлял московский Мюзик-холл. В его кабинете сидел поэт Демьян Бедный, ставший невольным свидетелем как И. В. Нежный распекал своего сотрудника. Когда тот ушел, Демьян сказал:
— Я вижу, ты такой же Нежный, как я — Бедный…
Вторая история.
Одним из ближайших друзей легендарного актера театра Вахтангова- МХАТа- Малого, Алексея Дикого, был драматург Константин Финн. Самая известная вещь Финна - этот пьеса "Окраина", по которой в 1933 году был поставлен фильм. Остальные в истории не оставили следа.
Но кто-то из шутников заметил, что имена этих двух незаурядных личностей, увековечены на постаменте памятника Пушкину - «Финн и ныне Дикий».
Продолжу про Дикого.
У Дикого была хорошая библиотека, но в конце концов книги он продал, а деньги прогулял. (Кутить он умел). И вот кто-то из его друзей внезапно заметил, что книжные полки - пусты. Все!
- А где твои книги? - закричал гость.
Дикий сделал широкий жест и провозгласил:
- Все прочитано!
(На самом деле книги он пропил, как вы и поняли).
История четвёртая.
Кто-то из Толстых, кажется Никита Алексеевич, спросил
у режисера Акимова (1901-1968): «Как ты думаешь, способен ли МХАТ возродиться из теперешнего унылого, в театр живой, творческий?.. Николай Павлович ответил остроумно: "То есть ты спрашиваешь: может ли уха стать аквариумом?“
Тут, надо заметить, что и этот Толстой и Акимов - ленинградцы. Соперничество между Питером и Москвой общеизвестно. Кто-то соотнесет этот диалог на конкуренцию. Но не зря же Георгий Товстоногов говорил, что МХАТ это "как хождение по гвоздям". А история с Михаилом Булгаковым? Я довольно подробно описал ту травлю в одной из своих статей.
Так все же, когда закончился МХАТ? После Булгакова? После войны? При Олеге Ефремове? Или при Ольге Бузовой?
И напоследок еще одна МХАТовская история ( N5 )
Во МХАТе существовал такой обычай. Если хоронили кого-нибудь из основателей труппы, то при выносе звучали фанфары — музыка из финальной сцены спектакля «Гамлет».
В последний раз эти фанфары прозвучали в 1959 году во время похорон Ольгой Книппер-Чеховой.
Так вот. Был такой мхатовцев - Борис Добронравов. За словом, в карман , он не лез и если видел кого-нибудь из них в фойе или в буфете театра, то громко произносил своим хорошо поставленным голосом:
— Давно я, грешник, фанфар не слышал…
Ну, не будем торопиться списывать МХАТ со счетов. Ни им.Чехова, ни им.Горького. Бузовы приходят и уходят, а театр вечен.