Найти тему

"Слово-серебро, а молчание-золото.Почему молчат наши дети?"

..."Слово-серебро, а молчание-золото"...

Мы часто употребляем в речи только часть фразы.Говоря о том, что иногда предпочтительнее промолчать, чем сказать лишнее, прибегаем к короткому "молчание-золото", не думая о наличии начала этой мудрой мысли. Откуда взялась эта поговорка?Мнений много, в них путаются даже языкознаи.Видимо, во времена моды на престиж обладания златом-серебром этим выражением пытались донести до недалеких в своей простоте, которая, как известно, хуже воровства, что язык до добра не доводит.Если обратиться к мировым религиям,то можно найти духовные практики, в которых молчание-важное звено на пути к гармонии с собой , с миром вокруг.Тибетские монахи, скажем, считают, что молчание-это искусство общения.В Христианстве тоже есть определенный подход к молчанию:«Безмолвник тот, кто существо бестелесное усиливается удерживать в пределах телесного дома. Подвиг редкий и удивительный». Св. Иоанн Лествичник- византийский философ и богослов, судил о молчании как о высшем благе для души человека, но благе разумном и осознанном.

А что такое молчание для современного человека? Для того, кто живет в сверхскоростном мире, пропуская через мозг тонны различных сведений, ежедневно общаясь с огромных числом людей?Стоит ли учить наших детей МОЛЧАТЬ и поощрять МОЛЧАНИЕ? Мне, учителю, часто приходится сталкиваться с категорией хронических молчунов - "золотого запаса" детской части населения, если следовать логике приведенной выше пословицы.Скажу честно, что предпочитаю болтунов и почемучек. Почему дети молчат? Что мешает им вести диалог с учителем или сверстником, а иногда и с родителем? Как быть с таким видом "золота"? Понятно, что молчание в таком случае вовсе не полезное качество.По моим наблюдениям, молчащие дети школьного возраста зачастую не имеют достаточного словарного запаса и(или) навыков общения с другими людьми.Стеснительных становится так мало, что нежелание ребенка разговаривать именно по причине природной робкости становится редкостью.Большинство деток ведут себя достаточно раскрепощенно, но разговаривать не любят. Бывают, конечно, ситуации с потребностью в логопеде, но не чаще, чем ранее упомянутое. Разговорить молчуна весьма сложно.Но можно:).Обычно я прибегаю к самому простому приему.Ребенку выдается лист бумаги и фломастеры). Рисовать любят почти все. Особенно стараются, если просишь изобразить лучших друзей или домашнее животное.Рисует даже тот, кто рисовать не умеет.Дети мыслят образно довольно часто.Даже если не дружат с карандашом. В моей практике был случай, когда мальчик 11 лет упорно молчал несколько уроков подряд.Приходил, молча садился за рабочий стол, молча выполнял все, что требовалось, но ни на один мой вопрос не отвечал.Я почти сдалась и решила после очередного занятия сообщить маме, что наше сотрудничество завершено по причине того, что с ее чадом у меня не сложилась обратная связь, но и расставаться на грустной ноте не хотелось. Я иногда дарю детям на прощание какие-нибудь безделушки): ручку, карандашик, блокнотик, ракушку.В общем, стараюсь делать так, чтобы ребенок не чувствовал себя изгнанным с занятий . На полке над рабочим столом стоит целый полк разных ерундовин. Глаз зацепился за гладкий камушек, который я привезла много лет назад из Анапы.Обычный гладкий камень размером с куриное яйцо.Мальчик внимательно смотрел на него во время визитов ко мне. Я заметила это, но как-то забывала спросить, что в этом предмете его привлекло. И тут я потянулась за этим камешком через стол. Задела локтем большой стакан с водой. Стол претерпел короткое наводнение, задевшее и тетрадку ребенка). " Надо поднять скатерть, чтобы вода не пролилась на пол, " - мой молчун произнес невероятно длинную фразу, вызвав у меня бурный восторг.ОН РАЗГОВАРИВАЕТ! "Давай ты скатерть со своего края приподнимешь, а я спасу наши книжки и тетрадки,"- предложила я . "А у меня тоже один раз....." И началось! Он рассказывал о том, как точно так же опрокинул воду на школьную тетрадку, испортив всю домашнюю работу, получив нагоняй от бабушки,зарекшись больше не ставить воду на рабочее место. "Он (стакан) все равно бы когда-то упал",- произнес мальчик с видом знатока поведения стаканов с водой."Я хотела подарить тебе вон тот камушек, поэтому и потянулась к полке.Заметила, что ты его разглядываешь",- попробовала я завязать новый диалог и попала в яблочко! " Он похож на мою черепаху"! С ума сойти! Оказывается, у человека и с речью все в порядке, и с воображением. "Молчание-золото" на моих глазах стало превращаться в продукт- золотое руно .В буквальном смысле этого выражения)) и после участия воды, как в сюжете одного из древнегреческих мифов.

Мне не хочется углубляться в психоанализ , в формирование длинных списков советов родителям на тему выращивания потомства с обязательной повышенной коммуникативной способностью. Все , что является причиной молчания наших детей, лежит на самой поверхности нашего общения с ними. Мы не успеваем их спросить о том, что их волнует вот прямо сейчас - в минуту, когда ловим их взгляд на каком-то объекте, который, по нашему мнению, может, и не стоит этого самого внимания.НАШЕГО внимания. Мы забываем смотреть в одну сторону с нашими детьми. Смотреть в то время, когда им это действительно важно и нужно, проговаривая все моменты, которые их взволновали, растревожили, взбудоражили, обрадовали, огорчили или просто вызвали интерес.Молчание-золото, конечно, но оно вполне может стать и важным сигналом для педагога или родителя, призывающим к немедленному развороту в сторону интересов и переживаний ребенка.