В Узбекистане пересмотр общей с Россией истории уже произошёл, это видно по тому, как преподают в республике этот предмет.
Расскажет очевидец.
Ещё важно отметить, что отношение к тем соплеменникам, которые воевали за гитлеровскую Германию, в республике не однозначное. Есть тенденции к переоценке их роли, к реабилитации, как это произошло уже в Прибалтике и Украине, как это происходит постепенно в Казахстане.
У нас много знакомых в республике, мы связались с ними, с их детьми.
Михаил. Ученик Средней школы:
«Готовлюсь поступать в Москву на исторический и вижу, что большая разница в учебниках. В узбекских нет такого понятия, как «Великая отечественная война», например. О битвах с Германией не рассказывают подробно, в основном пишут о роли тыла, о том, как Узбекистан стал промышленным центром во время войны и помогал беженцам из России. Ещё учителя говорят о том, как узбеки продолжали бороться за независимость, в том числе в немецкой армии. Говорят, из истории этого не вырвать».
Многие в Узбекистане однозначно ассоциируют себя с наследием СССР и Великую Отечественную войну воспринимают, как свою, но в учебной литературе этого уже нет. Власти лояльно относятся к предателям, которые служили гитлеровской Германии. В 90-х в Ташкенте даже встречали «узбекского Власова» - Вели Каюм-хана. Это национал-социалист, который служил немцам, формировал из пленных узбеков-красноармейцев нацистское вооружённое формирование «Туркестанский легион». Своей целью он ставил создание нацистского Туркестана, в котором узбеки играли бы ту же роль, что немцы в Германии.
Перед солдатами-предателями, согласившимися служить гитлеровской Германии, Вели Каюм в 1943 году толкнул такую речь:
«Теперь мы будем бороться вместе с вами. Немцы — наши друзья, они помогут нам освободить туркестанский народ от русского ига, этот час скоро настанет… Я буду ханом, а вы моими джигитами».
Вели Каюм выжил в войне, дожил на Западе до 90-х, а потом его встречали в Узбекистане, как дорого гостя. Симптоматично.
Набранные им в Туркестанский батальон предатели орудовали на Восточном фронте. Вот что о них сообщают современники:
«…Это наши соотечественники из среднеазиатских народностей: сартов, узбеков, тюрков и др. Это молодежь, в большинстве комсомольцы, окончившие советские техникумы, десятилетки. Из них немцы организовали ударные национальные отряды.
Обмундирование на них немецкое: новое, хорошо пригнанное, со всеми знаками отличия Вермахта. На рукавах красовалась у каждого эмблема. изображение месяца со звездой. По ночам... как гончие, рыскали по лесам и везде обнаруживали склады, землянки, оружие и боевые группы. В лесных схватках пленных ни с той, ни с другой стороны не было. После походов и операций по несколько дней отдыхали в Путивле. Они занимали прекрасный особняк старого времени, в котором до войны помещался райком партии. Проходя для купанья в Сейме строем по улицам города, четко отбивая шаг, пели советские песни, так как других, видимо, не знали. При звуках. Конница Буденного…Страна моя, Москва моя…Катюша… многие горожане из-за углов всматривались в поющих, не партизаны ли..»
При этом надо отдать должное, многие узбеки честно воевали в Красной Армии, бились с первых дней войны до взятия Берлина. Даже среди тех, кто согласился служить Германии, многие делали это вынужденно, при первой возможности переходя к партизанам.
«В декабре 1944 года взбунтовались туркестанцы, расположенные в Белоруссии близ станции Юратишки. 400 человек ушли к партизанам вместе с распропагандировавшими их офицерами. Оставшиеся через некоторое время были атакованы партизанами и своими недавними сослуживцами. Полк перевели в Минск, а затем в город Узду. После начала советского наступления полк передислоцировался под Гродно»
Но в самом Узбекистане наша общая история уже и не считается общей. Происходит то же самое, что происходило в странах бывшего социалистического лагеря, а потом в Прибалтике и на Украине. Десоветизация. Процесс, который в основе своей имеет и антирусскую направленность, уничижение нашей общей истории.
Справка издания "Звезда":
"В Узбекистане Памятники, увековечивающие подвиг народа в Великой Отечественной войне, начали «исчезать» в середине 2000-х. В 2009 году в Ташкенте снесли памятник Советскому воину - защитнику Отечества. Вместе с ним были убраны советская техника и бюсты советских военачальников в парке Боевой славы. Тогда же демонтировали и памятник Дружбы народов, считающийся памятником Шамахмудовым. В 2011 г. снят с пьедестала памятник С. Рахимову, а в 2015-м, в канун 70-летия Победы, разрушили монумент, установленный в память о героях Великой Отечественной войны. Это лишь малая часть примеров по стиранию исторической памяти о той страшной войне и Победе единого народа некогда огромной страны".
Не только учебники истории, но и история, выбитая в камне, в памятниках, пересматривается и переделывается.
Издание «Звезда» пишет:
"Тотальному вандализму подверглись и все мемориалы Великой Отечественной войны, где пятиконечные звёзды были заменены «национальными» восьмиконечными. В 2000 году цензорам было поручено обеспечить, чтобы в газетах и журналах больше не публиковались фотографии ветеранов с советскими боевыми орденами и медалями. Ветеранам, которых показывали по телевидению, позволялось носить орденские планки, но не сами награды. На «узбекистанские» награды такой запрет не распространялся. Существовал и запрет на употребление словосочетания «Советский Союз», «Герой Советского Союза» или «Герой Социалистического труда». В современных узбекских учебниках истории пишут о войне, умудряясь обходиться без подобных фраз".
Не удивительно, что уже 22 года в Узбекистане 9 мая не отмечается, как «День Победы».
Чем это чревато? К чему это приведёт? Сможем ли мы вновь стать братскими народами с общей историей? Что вы об этом думаете?