Контейнеров не хватает, ставки зашкаливают. Есть ли альтернатива? Рассказываем, какая тара под какой товар подходит.
Какие только определения не приходится порой слышать от клиентов в запросах на перевозку! Просят и сорокафуНтовый, и сорокадюймовый, и рифленый контейнер (полагая, что рефконтейнер происходит от слова “рифленый”: ведь контейнеры-то правда рифленые!). Как-то нас даже просили дать под загрузку мягкий тент с контролем температуры и ультрафиолетовых лучей! (Спойлер: такого не существует в природе). Давайте разберемся с группами товаров.
В чем перевозить бытовую технику, одежду, мебель, консервы?
Для большинства нужд при перевозке используется контейнер: 20-ти или 40-ка футовый (на языке логистов они называются TEU и FEU соответственно). На профессиональном жаргоне их часто именуют просто ящиками или контами. Чтобы понимать, какой именно потребуется контейнер, нужно знать объемы, занимаемые грузом (классические длина, ширина, высота), а также вес.
Такие контейнеры - наиболее востребованная на рынке тара и последний год наблюдается дефицит порожних контейнеров. Глобально есть две версии, объясняющие этот феномен. По одной версии это манипуляции морских линий, благодаря чему ставки фрахта увеличились в несколько раз за последние 1,5 года. По другой - диспропорция импорта и экспорта Китая: контейнера уходят в Европу, США, Россию, но обратно не возвращаются в тех же объемах.
В чем везти фрукты, овощи, цветы, мясо, молочную продукцию?
Для продукции, требующей низких температур, заказывается рефконтейнер (как сказано выше, “реф” не от слова “рифленый”, а от “рефрижератора”). Внешне это всё тот же железный ящик, но он оборудован холодильной установкой, за счет чего и происходит подача холодного воздуха и поддержание низкой температуры. В рефконтейнерах перевозят большую часть продуктовых товаров: молочку, мясную продукцию, рыбную продукцию, овощи, фрукты. Перевозка цветов также производится в рефе.
“Там, где машина сейчас идет, погода испортилась, холодно. Давайте выключим морозильную установку и оплатим перевозку как если бы ехал обычный контейнер?”, - рассказывают байки о своих запросах наши коллеги из отрасли.
В чем доставлять стройматериалы, уголь, зерно, муку, арбузы?
Для товаров, которые грузятся насыпью или навалом (а номенклатура таких грузов составляет около 400 наименований), есть специальный вид контейнеров - Open Top. Также известен как контейнер с мягкой крышей или контейнер с верхней загрузкой. Может закрываться или не закрываться крышей в виде брезента или даже жестким листом железа, крепящимся к корпусу контейнера. Также такой вид тары применяется для негабаритных товаров, которые по высоте не могут пройти через торцевые двери ящика, а грузятся краном через верх.
В чем везти жидкую химию, виноматериал, растительное масло?
Если мы говорим о наливных товарах, то есть жидкой продукции без тары, то здесь для транспортировки используется танк-контейнер. Это цистерна, заключенная в железный каркас размером с 20 или 40-ка футовый контейнер (для удобства перевозки все контейнеры имеют схожие габариты, тогда не приходится перетаривать товар при смене транспорта). Танк-контейнеры имеют свою классификацию, в зависимости от пригодности к перевозке того или иного вида продуктов. Например, для перевозки сжиженного газа требуется способность цистерны выдерживать давление в 7 бар и толстые стенки, а для пищевых продуктов такие характеристики не требуются.
В чем везти строительную технику, автомобили, пиломатериалы?
К решению задачи перевозки негарабитных грузов привлекается такая штука как Flat Rack - контейнер-платформа, в которой от контейнера только каркас (и то не всегда). Он не имеет крыши и стен, а боковые торцы при необходимости откидываются, что позволяет использовать такую "тару" для многих нестандартных грузов. Так Flat Rack применяется при транспортировке строительной техники, тракторов, экскаваторов. На нем же доставляют в страну автомобили. Кроме того платформа подходит для перевозки бревен, брусьев, длинномерных железобетонных изделий, стальных рулонов, котельного оборудования. Flat Rack не ограничивает объем перевозимого товара в отличие от предыдущих опций.
Есть и другие виды тары для перевозок, например, специальные контейнеры для насыпных грузов с техническими отверстиями, вентилируемые контейнеры, изотермические контейнеры, которые держат температуру как термос, но не снабжены холодильной установкой, и пр. Но с основным спектром задач и номенклатурой товаров справляются те, что мы уже описали.