Найти тему
Христианство и смысл жизни

Почему важно следить за словами, которые мы произносим?

Оглавление

«Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.» (Мф. 12: 36-37).

Речь, то есть способность выражать свои мысли, чувства в словесной форме – это величайший дар Божий человеку. Животные, например, не обладают этим даром. Но человеку нужно разумно распоряжаться им, разумно используя слова, понимая насколько это важно для него. Словом, Бог сотворил мир: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.» (Ин. 1: 1-3). И наши слова, как детей Божиих, призванных быть образом и подобием Божием, должны нести созидающее действие, а не разрушающее. Словами мы можем прославлять Бога, а можем бесчестить Его имя. Словом, можем нести людям радость, мир, утешение, благословение, наставлять на истину и благочестие, словом можем проклинать, лишить человека мира, радости, привести его к унынию, соблазнить на грех. В своих словах мы должны уподобляться Господу. «Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное.» (Псалом 11: 7). Подобно тому, как мысли от Бога, Его Ангелов и святых приносят мир, утешение душе, радость, умудряют, направляют к покаянию и наставляют ко спасению души, так нам нужно стремиться к тому, чтобы наши слова действовали на другого человека. «Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.» (2-е Тим. 3: 15-17). То есть слова и мысли от Бога действуют созидающе, наставляя ко спасению.

И напротив, бесовские мысли действуют разрушающе, принося в душу уныние, отчаяние, мысли только о земном, мысли, склоняющие ко греху, так как бесы желают человеку погибели. Как огня нужно бояться осуждения и злословия ближних, не только на словах, но даже в мыслях, и всячески этого избегать. Осуждая, злословя ближних, мы уподобляемся бесам. На мытарствах душу осуждают в грехах бесы, чтобы погубить её, причём осуждают её в тех грехах, в которые сами её и втянули. Но им уже суд написан и уготовано озеро огненное: «а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.» (Откр. 20: 10). Нужно бояться, как огня осуждения, злословия, чтобы не подвергнуться одной участи с дьяволом и бесами.

-2

Христиане молятся Богу, благословляют Его, славят, просят у Него милости. При этом нужно быть очень внимательными к словам, которые мы произносим в адрес ближних. Апостол Иаков говорит: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их. Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; так и язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.» (Иак. 3: 2-10). Если мы просим милости у Бога, а сами осуждаем другого, то поступаем жестоко по отношению к нему, не желая ему помилования. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.» (Мф. 5: 7). Мы, по сути, закрываем ему двери Царства Небесного, но тем самым мы себе закрываем их и себе наносим вред, в-первую очередь. Нужно быть осторожными, осуждая человека, мы как бы, произносим приговор ему, но надо задуматься, что возможно мы, тем самым, произносим приговор себе, а поэтому всячески избегать осуждения, чтобы не быть осуждёнными: «твоими устами буду судить тебя, лукавый раб!» (Лк. 19: 22). Осуждая человека, мы можем впасть в тот же самый грех, за который осуждаем его по попущению Божию, чтобы мы поняли другого человека и были милостивы к другим, научились милости и любви к людям. Всё хорошее, что у нас есть от Бога, поэтому не нужно превозноситься мнимыми добродетелями над ближними, осуждая их. Проклиная, вредим своей душе, так как мы члены Тела Христова. В это время душа выполняет волю дьявола и соединяется с демоном, человек становится орудием не Бога, а дьявола. То же происходит и когда мы злословим ближнего, говорим ложь, давая тем самым место дьяволу действовать через нас, но от этого больше всего вреда получает наша душа. «Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдёт во гневе вашем; и не давайте места диаволу.» (Еф. 4: 25-27). «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас;» (Еф. 4: 29-31).

-3

Прося милости у Бога, нужно быть милостивыми и к ближним. Если мы не хотим быть осужденными Богом, то и нам надо всячески избегать осуждения, стараясь, напротив оправдать человека, чтобы и нас оправдал Господь. На мытарствах душу сопровождают святые Ангелы, которые стараются её оправдать, представить её добрые дела, которые она делала на земле. Ангелы, будучи святы, душу пытаются оправдать, проявляя к ней любовь и милосердие. И нам надо стараться уподобиться святым Ангелам и никого не судить, в каждом человеке пытаться видеть хорошее, а не плохое, наставлять знакомых на всё доброе, а в горе утешать их. Не осуждать никого - самый лёгкий способ избежать адского пламени. Ведь в каждом человеке есть хорошее, и надо сосредоточиться на этом и стараться закрывать глаза на его плохие качества и грехи. «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.» (Лк. 6: 45). Ангелы никого не судят. «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь». (Иуда 1: 9). А нам и надо стремиться быть, как Ангелы, чтобы войти в Царство Небесное: «ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах.» (Мф. 22: 30). Если хотим быть прощены Богом, то надо прощать, просить Бога о помиловании наших обидчиков, этим мы себе открываем двери в Царство Небесное. Если хотим благословения, надо благословлять. «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.» (Лк. 6: 31); «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.» (Лк. 6: 37-38).

-4

Надо быть осторожнее со словами. Произносить только добрые слова. Ведь мы христиане, призваны быть подобны нашему Господу и Спасителю Иисусу Христу. А слова Евангелия утешают, наставляют в истине, направляют ко спасению, умудряют, приносят благодать слушающим и читающим. Подобными должны быть и наши слова, чтобы получить благословение и благодать Святого Духа от Господа. «Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих; посему благословил Тебя Бог навеки.» (Псалом 44: 3). Наши слова должны нести добро, любовь, побеждать зло добром. «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.» (Рим. 12: 21). Ведь наш Бог – это любовь, и главные Его заповеди – это заповеди любви: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» — сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.» (Мф. 22: 37-40). А поэтому, смотрим по своему душевному состоянию, намерениям, чувствам, исходят наши слова из любви, сказаны они по любви, или сказаны по гордости, тщеславию или другой страсти? Ведь наши слова, дела должны прославлять Господа нашего, в этом тоже проявляется любовь к Нему. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.» (Мф. 5: 16). Также нужно благодарить Бога за всё, что Он посылает нам. «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.» (1-е Фес. 5: 16-18). А многословие, пустые, праздные беседы также вредят душе, удаляют её от Бога. А какие же разговоры тогда полезны для души? Как учит нас Библия и святые отцы, полезны разговоры о Боге, о Слове Божием, поучения в Слове: «Посему увещевайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете.» (1-е Фес. 5: 11). «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.» (Деян. 2: 42).

-5

Если Вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!

Спаси Вас, Господи!