Севастополю уже давно был нужен свой корабль-музей. Это даже удивительно, что в Городе воинской славы его до сих пор не было. Возможно, на такие мелочи просто не было времени и подходящего кандидата. На эту почётную роль претендовал знаменитый артиллерийский крейсер "Михаил Кутузов", который служит теперь музеем в Новороссийске. Также был шанс у БПК "Керчь", но тут тоже не срослось и корабль "ушёл на иголки". Оставался только СКР "Сметливый", которому в этом году исполнилось 53 года! Он до последнего исполнял свой воинский долг и с честью ушёл на заслуженный отдых, став впоследствии тем самым музеем.
▶ БПК «Керчь» отправлен на металлолом, так и не став музеем
До того как это произошло, долго не могли определиться с местом стоянки будущей достопримечательности. Ходили самые разные и порой невероятные слухи, что стоять он будет в Артбухте или даже в Балаклаве. Всему этому не суждено было сбыться. Его новое место - пристань у Минной стенки по соседству с плавучим госпиталем "Енисей".
Найти СКР "Сметливый" совсем легко. Путь начинается возле Военно-исторического музея Черноморского флота. Вот как раз с правой части от него ведёт дорога. Идём до самого низа, упираемся в КПП, поворачиваем направо и идём до упора. Точное место - улица Минная, дом 4, причал №83. Там же будут видны баннеры Парка Патриот. Всё, вы пришли. Билет на экскурсию стоит 500 рублей. Я там был в будний день 16 июня. Люди набирались быстро. Экскурсоводов несколько. Это позволяет одновременно проводить сразу несколько экскурсий.
Наш герой спущен на воду в далёком 1969 году. "Сметливый" до того как стать сторожевым, был большим противолодочным кораблём, проекта 61. После глубокой модернизации в 1992 году он переквалифицировался в сторожевой корабль проекта 01090.
Главной отличительностью кораблей этого проекта - его уникальные газотурбинные двигатели, которые при движении издают специфический гул, похожий на свист, за это их и прозвали "поющими фрегатами"
До модернизации на корме корабле имелась артустановка и вертолёт. После, появилась более совершенная система обнаружения вражеских подлодок МНК-300 «Кайра».
Вооружение стоявшее на СКР "Сметливый"
Артиллерийские и зенитные установки 1×2-76мм АУ АК-726. Зенитные арт установки 2×1-45мм АУ 21-КМ. Корабельные ракетные комплексы: 2×4 ПУ Х-35У «Уран»; 2×2 ПУ ЗРК «Волна-Н»; 32 ракеты ЗУР В-601М. Противолодочное и минно-торпедное вооружение: 2×12-213мм РБУ-6000; (192 ГБ РГБ-60 и ПЛУР 90Р); 1×5-533мм ПТА-53-61;
(2 × 53-65К + 3 × СЭТ-65).
СКР "Сметливый" был занесён в Книгу рекордов флота за двухкратное превышение срока службы. У корабля водоизмещение 4750 тонн, длина 144 метра, ширина 14 метров. Максимальная скорость - 34 узла (63 км/ч) при мощности двигателей в 72 000 л.с. Обычно он ходил со скоростью - 18 узлов (33 км/ч). Автономность корабля - 25 суток.
Рядом с трапом, среди музея вооружения символично лежат два его винта, которые были предварительно сняты. Они впечатляют своими размерами, сплавом и остротой. Экскурсоводы об этом предупреждают, чтобы вы не травмировались.
Экскурсия начинается на суше, где нам покажут вооружение которое использовали на кораблях и против кораблей в разное время.
После того как пройдёт вся экскурсия по вооружению расставленному на суше, подходит время подъёма на борт. Заранее предупреждают обо всех опасностях. Отдаляться от экскурсовода строго запрещается.
Начинается путь с кормы. Здесь нам и рассказывают, как поменялся облик корабля посл модернизации. На его табличке изображён изначальный вид.
Основная часть маршрута проходит по правому борту корабля. Заглядывать в каюты или отсеки можно лишь мельком, засунув туда камеру, если они конечно будут открыты. Здесь нам расскажут про его знаменитые поющие двигатели.
Вместо командирского катера на корабль поставили деревянную лодку с вёслами. Мне бы если честно, хотелось бы тут видеть тот самый командирский катер.
Продвигаемся далее по борту, попутно заглядывая на камбуз и в офицерские каюты. Подниматься выше, не предусмотрено экскурсией.
Ближе к носу корабля появилась возможность заглянуть и за левый борт. Недалеко от нас стоит БДК "Азов". Также можно наблюдать как вокруг снуют прогулочные катера, с которых слышится речь тамошних экскурсоводов.
▶ Зачем на боевых кораблях часть корпуса красят в чёрный цвет? Ответ оказался до банального прост
Подошли к главному артиллерийскому орудию корабля - спаренной 76,2 мм установке АК-726. Можно даже заглянут внутрь через открытую дверцу.
Таим образом плавно перемещаясь по правому борту и слушая рассказы о жизни на корабле, мы и подходим к самому его носу. Вот он - апофеоз всей экскурсии! Снимаю на широкоугольный объектив, может показаться, что корабль очень узкий.
Ну чтобы туристы совсем не расстраивались, нам подготовили матросский кубрик. Спускаемся всего на одно палубу ниже и сразу попадаем в то место, где размещалось аж 36 матросов. Весь экипаж корабля составлял - 274 человека.
Я со своим ростом в 198 см вздрогнул, представив себя здесь на службе. Компактность кроватей в 3 яруса поражает. Не понимаю, откуда пошли все эти легенды, что высокие люди должны служить на флоте....бред полный. Такой же бред, как и моя служба в танковых войсках в 90-х. На то они и 90-е. Мы служили как могли. Спасибо, что хоть не голодал. Хотя выглядел как скелет, при весе в 85 кг.
За время нашей экскурсии мы постоянно слышали стук скребков для очистки корабля от старой краски. Это моряки-срочники подготавливают корабль к новой покраске, чтобы он выглядел ещё наряднее.
На такой вот ноте и заканчивается вся экскурсия. Лично мне, да и большинству из посетителей этого было крайне мало! Вся экскурсия по кораблю занимает от силы 30 минут!
Что мне конкретно не понравилось?
- Цена. 500 рублей за 30-минутную экскурсию по кораблю, где толком ничего не видишь, по-моему, это многовато! Красная цена такой экскурсии 200 рублей. То что сейчас экскурсия представляет, это демо-версия или трейлер корабля-музея. Жаль я не могу сравнить её с экскурсией на крейсер "Михаил Кутузов" в Новороссийске. Не смог попасть. Там цена билета - 300 рублей.
- Место. На мой взгляд это не самое удачное место для корабля-музея. Хоть оно по факту и в центре города, но этот причал находится среди войсковых частей и ремонтной базы. Сам корабль толком не видно. Целиком его увидеть можно только с моря. А как же красивые фоточки на фоне корабля? Забудьте!
- Скудные экспозиции. Нет погружения в эпоху и жизнь команды. Никуда нельзя. Где офицерские каюты и капитанский мостик? Где склады боеприпасов и машинное отделение? Где это всё? Крайне ограниченное передвижение. Такое впечатление, что тебя пустили на боевой корабль, как на День ВМФ или 9 Мая. То что это музей не ощущается!
По словам администраторов, в будущем планируется расширение маршрутов и дополнительные места для посещений. Боюсь, что цена тоже может после этого увеличиться. Очень многих сильно возмутил входной билет на "Объект 825" в Балаклаве, который после реконструкции теперь составляет 700 рублей. А сейчас в сезон к тому же туда километровые очереди!
Вот так выглядит экскурсия на долгожданный севастопольский корабль-музей. Я надеюсь в будущем всё станет только интереснее!
А вы желаете посетить наш новый корабль-музей? Пишите в комментариях ваше мнение на мой обзор, если вы уже успели там побывать, будет интересно!
Не стесняйтесь ставить лайк! Это мотивирует меня на новые путешествия и открытия, которые я вам обязательно покажу!
Если вам интересно больше узнать про Крым, то можете почитать следующие статьи:
▶ Тайны дворца графа Мордвинова в Ялте. Разруха, забвение и неопределённое будущее
▶ Знаменитый «Объект №221» в Севастополе больше не доступен. Кто там теперь поселился?
Ставьте лайк 👍 , если вам понравился материал, так я буду знать о чём писать и что вам интересно!
Не забудьте оценить пост и ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ!