Живут заводы полной жизнью,
И гул машин – как бой сердец,
Служа народу и отчизне,
Цеха обслуживают ТЭЦ.
Всё для Победы! Всё для фронта!
Тыл обеспечивает фронт!
Любого шире горизонта
Труда и знаний горизонт.
Всего дороже нам на свете
Отчизна-мать! И для неё
В минувшее десятилетие
Вы дело делали своё.
Яков Годин, ленинградский поэт, оказавшийся в Ижевске в эвакуации. Стихи были написаны в 1944 году к 10-летию Ижевской ТЭЦ-1
Город на Иже
Датой основания города Ижевска принято считать 1760 год, когда был построен Железоделательный завод и основан рабочий посёлок. Предприятие это было построено на берегу реки Иж (удм. Оӵ, {ыж}), от сюда и первое название - "посёлок Ижевский завод".
Река Иж является небольшой и несудоходной, поэтому во второй половине XVIII века, под промышленные потребности, создаётся Ижевский пруд, площадь акватории которого составляет 2 200 га.
В 1807 году указом императора Александра I, в ответ на угрозу войны с наполеоновской Францией, принято решение об организации производства холодного и огнестрельного оружия на Ижевском заводе.
Так начал формироваться облик города с центральным кулаком в виде большого скопления промышленных предприятий, и плотины от которой рукавом в северо-западном направлении формировался огромный пруд
Ижевская ТЭЦ-1. Начало
В середине 1920-х годов мощное оружейное производство в Ижевске стало испытывать острую нехватку электричества.
В 1930 году по плану ГОЭЛРО началось строительство Ижевской ТЭЦ (впоследствии ТЭЦ-1). 29 января 1934 г. станция дала промышленный ток, и за первый год работы теплоэлектроцентраль выработала 28,4 млн. кВтч энергии. Изначально, станция использовала в качестве топлива древесную щепу, чуть позже станция перешла на сжигание торфа и угля.
Значение ТЭЦ для города, да и даже страны сложно переоценить!
Вообще, изучая историю Великой Отечественной войны, всё чаще прихожу к мнению, что на итоговую победу решающее влияние оказал каждый воин или труженик тыла, также огромно и значение каждого предприятия и в том числе энергетического объекта.
Удмуртская Республика в Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
- Всего за годы войны Удмуртия приняла и разместила более 50 промышленных предприятий. К декабрю 1941 г. практически все эвакуированные в Ижевск заводы и фабрики приступили к работе.
- Ижевские оружейники произвели для Красной Армии более 11145 тыс. винтовок и карабинов, 7130 авиапушек, 213440 пулеметов, 131310 противотанковых ружей, 96150 пистолетов системы "ТТ". Коллектив машиностроительного завода ежедневно поставлял фронту столько винтовок, сколько требовалось для обеспечения оружием 1 стрелковой и 1 авиационной дивизии.
- Ижевские металлурги изготовили 1484 тонн стали, 1104 тонн проката, 148 тысяч тонн штамповок и поковок, 100 тысяч тонн проволоки, калибровки и ленты.
Неподготовленный уголь завозимый из Сибири, содержал много серы, из-за чего бункеры постоянно заваливало шлаком. Золу не успевали вывозить на берег пруда. Ветераны вспоминают, что заводская территория к концу войны была завалена черной пылью до уровня первого этажа. Зачастую зола просто спекалась в топках. Но работу котлов останавливать было нельзя. Чтобы очистить их от шлака, рабочие рисковали собственной жизнью.
Ижевская ТЭЦ-1. Развитие
- в 1959 году на была смонтирована бойлерная установка,ТЭЦ-1 стала подавать тепло для обогрева жилых районов Ижевска. Это позволило закрыть более 60 маломощных котельных и значительно улучшить экологию города;
Примерно в это время в городе появилось сооружение, несправедливо называемое "военной дорогой", которое по назначению связано с ТЭЦ. Как видно на фото ниже, она идёт к ТЭЦ и с неё нельзя было никуда сойти кроме как к ТЭЦ-1, ни спусков ни подъездов... . Сейчас, она проявляется из воды всего на несколько дней. Подробности в ссылках ниже
- в 1969 году начинается реконструкция ТЭЦ-1 по переводу оборудования станции с торфа на газомазутное топливо, завершившаяся к 1986 году;
- в 1987 году ТЭЦ полностью перешла на газовое топливо. Ижевчане заметили, что черная торфяная пыль исчезла с поверхности воды, а зимой - со снежного покрова пруда вблизи станции;
- в 2011 году началась очередная реконструкция ТЭЦ-1 с возведением блока парогазовой установки мощностью 230 МВт. Это позволило серьезно (почти в 4 раза) увеличить установленную электрическую мощность Ижевской ТЭЦ-1;
- в 2021 году заверена реконструкцию ТЭЦ-1, выведена мазутную базу с акватории Ижевского пруда. Новое оборудование будет полностью работать на газе. Вместе с построенным в 2014 году блоком ПГУ, общий объём станции по тепловой нагрузке теперь составляет 385 Гкал/ч. Этого достаточно для покрытия сегодняшних нагрузок и для некоторого роста.
Новая жизнь ТЭЦ
Таким образом, ТЭЦ на берегу пруда прошла путь от грязнули в центре города, до вполне чистого источника энергии. Теперь вода в ее системе циркулирует по так называемому «замкнутому циклу» — набрав ее из пруда один раз, впоследствии энергетики будут лишь восполнять потери. Новые технологии позволят значительно уменьшить количество потребляемой воды, и улучшат экологию городского водохранилища.
Мазутная база полностью выведена с акватории Ижевского пруда. Новое оборудование полностью работает на газе, а вода используется лишь для выработки пара. Вместе с построенным в 2014 году блоком ПГУ, общий объём станции по тепловой нагрузке теперь составляет 385 Гкал/ч. Этого достаточно для покрытия сегодняшних нагрузок и для некоторого роста.
Вид на пруд один из самых любимых у горожан во время прогулок по набережной или с верхних ярусов улиц. Вода успокаивает и умиротворяет, а линия горизонта с великолепными закатами восхищает. Пруд невозможно представить без ТЭЦ, сам её облик узнаваем и любим. Исторический корпус с трубами жители зовут «Авророй», а зимний невероятно фотогеничный пар - «дыханием города». Не знаю, как гостям столицы Удмуртии эти объекты, но даже они могут подметить некий символизм.
Ижевск - это было всегда про промышленность и производство, такое видно по всему, находится на виду со всей суровой красотой. Но всё меняется …
Введение новых мощностей позволило вывести из эксплуатации историческую часть ТЭЦ-1, срок службы которой в два раза превысил нормативный. Уже с августа 2021 года начнётся демонтаж старого оборудования и снос корпуса «АВРОРА».
Также по этой теме:
Загадочная дорога в самый центр огромного пруда🔎 Она появляется всего на несколько дней
А вот и отгадка! Что за «военная дорога» тянется к центру пруда? Разбираем версии
Самой насыщенной трамваями системе России 85 лет. С днём рождения ижевский трамвай. Военные годы
ПОДПИШИСЬ! ПОСТАВЬ ЛАЙК!
В поддержку городских и удобственных тем. Ваше внимание очень важно для развития канала