Найти тему
кино как кино

«Гнев человеческий» - самый неавторский фильм Гая Ричи о противостоянии Стэйтема с Иствудом

Гай Ричи без оглядки на ожидания фанатов снял стерильный боевик, где Стэйтем сразился с Иствудом

Кадр из фильма "Гнев человеческий"/kinopoisk.ru
Кадр из фильма "Гнев человеческий"/kinopoisk.ru

Мрачный мужчина средних лет в идеальной спортивной форме (Джейсон Стэйтем) с загадочным прошлым устраивается на работу в инкассаторскую фирму под позывным Эйч. Он явно преследует личную цель – и это совершенно точно не желание подзаработать и устроить карьеру. Эйч еле проскакивает по минимальным нормативам подготовки, но при первом же столкновении с грабителями без хлопот ликвидирует всех шестерых преступников, в том числе камео рэпера Post Malone, вызывая у коллег одновременно и восхищение, и подозрение. Вскоре мы узнаем, что Эйч здесь для того, чтобы выйти на группировку, которая совершает многомилионные ограбления, не жалея свидетелей, но одного из них они убили явно зря, и возмездие не заставит долго ждать.

Фанаты фильмов Гая Ричи ждали его воссоединения с Джесоном Стэйтемом давно, несмотря на последний откровенно провальный «Револьвер», после которого вместе они не работали. Но оправдал ли ожидания «Гнев человеческий»? Скорее вряд ли. И если Стэйтем себе не изменяет – его сформированное амплуа предсказуемо и незамысловато – его герой до скрипа зубов молчит, хмурит брови, и одним взглядом дает понять, что пару черепов скоро дадут трещину. То особенную стилистику Ричи, которую сформировали его первые картины «Карты, деньги и два ствола» и «Большой куш», а потом довели до широкого зрителя попсовые «Рок-н-рольщик» и «Джентльмены» в «Гневе» ждать не пришлось. Последняя работа хулиганистого и ироничного британца – это упражнение в кинематографе, игра в строгое жанровое кино без малейшего шага в сторону.

Кадр из фильма "Гнев человеческий"/kinopoisk.ru
Кадр из фильма "Гнев человеческий"/kinopoisk.ru

Жанровое кино в целом, а боевик в особенности, - вещи предсказуемые, следующие по строгому лекалу. Архетипичное построение героев и сюжета главенствуют над автором, удерживая его в рамках. Это не плохо, это просто данность жанрового боевика, коим и явлется «Гнев». Эйч – не просто конкретная личность – он как раз архетип, воплощение брутальной справедливости, рука Рока - извините, он и есть Гнев человеческий. Кроме этой функции герой Стэйтема ничего не имеет – ни личной истории (мы так и не узнаем, откуда у Эйч такая боевая подготовка), ни семейной жизни (как навязчивые женихи Пенелопы нужны только для того, чтобы Одиссею было зачем возвращаться, так и семья главному герою тут нужна лишь для того, чтобы было за что воздавать возмездие), ни перспектив на будущее. Он ограничен отведенной ему ролью, и мы знаем, что Эйч пройдет заранее известный путь по предсказуемым рельсам к ожидаемому финалу. А зритель так или иначе получит удовольствие, пройдя по этому пути, как получал во все времена истории боевика как жанра; покорно будет ждать последнего момента, когда свершится неизбежное возмездие, а негодяи получат свое, и удовлетворенный спокойно забудет о «Гневе человеческом» как проходном боевике, ярком и крепко скроенном, но все же одном среди прочих.

Кадр из фильма "Гнев человеческий"/kinopoisk.ru
Кадр из фильма "Гнев человеческий"/kinopoisk.ru

Нельзя не сказать о работе с амплуа известных актеров. Потому что Ричи решил основательно поиграть в кино, и актеры тут не просто так. Стэйтем – если не последний актер чистого жанра боевик, то во всяком случае наиболее типичный. А молчаливость его как нельзя лучше позволяет исполнить функцию Рока - слова не мешают. Герой Холта Маккэлани словно перекочевал из «Охотника за разумами» со своим амплуа напарника. Джош Хартнетт в «Гневе» выполняет функцию ненадежного героя, что мы уже видели, а потому радость узнавания тут как тут. А фирменный прищур отца от Скотта Иствуда обеспечит нам ностальгию, пусть здесь Иствуды и на противоположной стороне, словно олицетворяют смену вех жанра. Был Иствуд, стал Стэйтем. Но в целом это все не так важно, а ковыряться в этих отсылках будут лишь заядлые киноманы и дотошные любители боевиков.

«Гнев человеческий» - первоклассное и чистое попадание в жанр, где почерк Ричи был полностью вычищен в угоду стерильности. Для фанатов британского мастера и авторского кино в целом досадное огорчение, для любителей чистого удовольствия от экшна – очередное подспорье и еще один не зря проведенный перед экраном вечер.

Делись мнением в комментариях и подписывайся на канал КИНО КАК КИНО - будет ещё больше интересного!