Росточка она небольшого, потому стар и млад - все звали её Нюрочкой. Нюрочка из предвоенного поколения. Мы сидим с ней в её деревенском доме и я слушаю непростую историю ее жизни.
- Вот говорят - карма, карма... А кто мне скажет, что это такое, - рассуждает Нюрочка. - Взять мою жизнь. Оглядываюсь назад и что вижу...
В войну мы жили очень тяжело, есть нечего было. Я ходила побираться по деревне, - вспоминает она. – Даст мне кто-то картофельные очистки, кто-то – картошечку, а иной раз и корочку хлеба, я все несу брату Геночке, он совсем маленький еще был, родился в 1940 году.
НАЧАЛО ЗДЕСЬ
ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬ ЗДЕСЬ
У мамы грудного молока не было. Помню, как она говорила: «Была бы соль, я бы воду посолила, попила – может, появилось бы молоко». Тогда ни соли, ни спичек не было, только кресало у некоторых.
Мы ведь как огонь добывали… Смотришь, у кого окно в деревне светится, берешь ведро, ставишь в него баночку, в которой немного древесных углей, идешь на огонёк и просишь: «Тетка, дай уголька». Та бросит горящий уголек в баночку, раздуешь его. Поставишь баночку в ведро, обвяжешь его платком и бежишь домой огонь разжигать.
Нюрочка рассказывает, что и в город за двадцать пять километров ходила пешком, там побиралась. Иной раз там находили сгнившую картошку, которую горожане выбрасывали из подвалов.
- Мы собирали эту картошку, складывали в заплечный мешок. Приходишь домой, а по спине бежит гнилая жижа, - вспоминала она. – Высушим эту картошку, мама из нее что-нибудь приготовит. Есть хотелось всегда. У нас корова была – одна на три семьи родственников, доили ее по очереди. Стойло коровы было в нашем дворе. Помнится, в войну калмыки рядом с нами жили. Придут к нам, принесут картофельных очисток и просят у мамы: «Бабушка, мы тебе принесли кожурочек, дай нам кружку молока для детишек». После войны они все уехали из деревни к себе на родину.
Тятю моего призвали в Императорскую армию во время Первой мировой войны. Там он в плен попал, их лагерь находился на территории Австрии. Когда их отпустили, он пешком больше года добирался до дома. В 1944 году его не стало.
Учиться мне не довелось. Сходила в школу несколько дней, потом стало холодно, а одеть, обуть нечего, - продолжает рассказывать женщина. – Пришлось дома сидеть. Так ни одного класса и не окончила, читать не могу, не умею.
Когда немного подросла, пошла работать в колхоз. Пасла свиней, работала дояркой, свинаркой, сакманщицей. В 1948 году меня послали работать помощницей повара в бригаду. Нужно тесто месить, а я до стола не достаю, маленькая. Ящик мне подставят – я и работаю.
На полевом стане еду варила для трактористов, ведрами вручную ее разносила к тракторам, к комбайнам. Сейчас вот вспоминаю и думаю - откуда только силы брались….
На уборке кукурузы трудилась. Кукурузу косят, силос в машину загружают, а мы в кузове стоим, раскладываем. Силос потом в специальные ямы сгружали на хранение, землей засыпали. Зимой приходилось эту землю ломами отдалбливать, чтобы скотину кормить. Тяжело. На току работала. Тогда зерно мы очищали на машинах, которые нужно было вручную крутить. Я до ручки не доставала, тоже приходилось ящики подставлять.
И птичницей была. У нас в колхозе курятник размещался в двух бараках, я кормила кур пшеницей. Получала и привозила зерно на коне.
А конь здоровенный, запрягать его для меня было чистым мучением. Маленькая, не могу достать, чтобы хомут на коня надеть. Подставлю что-нибудь, хомут надену, а супонь затянуть, чересседельник подтянуть – сил не хватает. Приходилось всегда помощи у кого-нибудь просить.
Кошары чистила от навоза, на колхозном кирпичном заводе работала. Бабы кирпич делали, а мы с напарником закладывали его в печь для обжига. Легко никогда не было, но я жила по принципу – работать, так работать, всегда с полной отдачей! А работали-то мы за палочки, за трудодни.
Вышла замуж, сынок родился, Павлик. Но долго нам вместе не пожилось, муж погиб, когда сын еще и в школу не пошел. Мама престарелая на мне была... Потом вот внучки-двойняшки...
О том, как всё сложилось дальше с девочками-двойняшками и довелось ли Нюрочке встретиться с младшей внучкой, которую удочерили чужие люди – это в следующей, заключительной части этой истории.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ
Буду признательна за ваши лайки, отклики и репосты в социальных сетях.
Подписаться на канал "Заметки любителя удивляться" можно здесь
Всем добра и удачи!