Найти тему
Шарапов

Виниловые пластинки - как с годами уменьшилось давление на иглу

История пластинок с записью звука берёт своё начало в 1887 году, когда Эмиль Берлинер изобрёл граммофон. Звук записывался сначала на эбонитовый диск, а позже - на диск, изготовленный из шеллака.

Стальная игла скользила по дорожке, нарезанной на пластинке при записи, и её вибрация передавалась на мембрану, воспроизводящую звук. Для получения достаточной громкости амплитуда вибрации иглы должна быть большой, а чтобы игла не выпрыгивала из канавки, давление на неё должно быть приличным. В граммофонах такое давление составляло около 170 грамм!

Такое давление на иглу очень быстро изнашивало пластинку, да и саму иглу.

Позже появились электрофоны. Звук усиливался на стадии электрического сигнала, поэтому отпала необходимость в большой амплитуде вибрации иглы, а значит и давление можно уменьшить. Тем не менее давление на иглу было 120 грамм у электрофонов с электромагнитным звукоснимателем, и 70 грамм у электрофонов с пьезокерамическим звукоснимателем.

Проигрыватель радиолы Урал-50. Фото Автора
Проигрыватель радиолы Урал-50. Фото Автора

Следующее поколение проигрывателей было уже с пьезокерамическими звукоснимателями типа "лодочка" или "башмачок - ЗПК-54, ЗПК-55М, ЗПК-56, ГЗК 58Н, , ГЗК (ЗПК)-58, ГЗК-64, ГЗК-65.

На одном поворотном иглодержателе распологается две иглы - одна для долгоиграющих пластинок, другая - для "обычных". Эти две иглы имели разный угол заточки и разный радиус скругления на конце.

Иглодержатель головки ГЗК-58. Фото автора
Иглодержатель головки ГЗК-58. Фото автора

"Обычными" в то время называли пластинки 78 об/мин.

Давление на иглу составляло около 11 грамм.
Эффективный диапазон воспроизводимых частот головки 50-10000 Гц

Такими звукоснимателями комплектовались электрофоны и и радиолы 60-х годов с проигрывателями III ЭПУ-10, III ЭПУ-20, ЭПУ-III, ЭПУ-I-М и др.

На смену громоздким звукоснимателям пришли миниатюрные - ГЗП-308, ГЗП-311, ГЗК-661 и другие аналоги.

ЭПУ радиолы "Кантата 204". Фото автора
ЭПУ радиолы "Кантата 204". Фото автора

Здесь тоже две корундовые иглы, но поворачивается не иглодержатель, а вся головка звукоснимателя вокруг своей оси на 180 градусов.

Срок службы - 150 часов
Давление на иглу - 6 грамм
Эффективный диапазон воспроизводимых частот 50-12500 Гц

Это всё были монофонические звукосниматели. В конце 60-х начали производиться стереофонические звукосниматели, такие как ГЗКУ-631 и ГЗК-62. Прижимная сила для них была такая же, как и для ГЗП-308, т.е. около 6 грамм.

Два иглодержателя и звукосниматель всборе. Фото автора
Два иглодержателя и звукосниматель всборе. Фото автора

Снова две иглы, но уже поворотный сменный иглодержатель, и сами иглы теперь алмазные.

Иглодержатель ИГЗП. Фото автора
Иглодержатель ИГЗП. Фото автора

I ЭПУ-72С комплектовался уже магнитоэлектрическим звукоснимателем ГЗУМ, но про него у меня, к сожалению, ничего нет. Если есть обладатели такого звукоснимателя - напишите пожалуйста.

И вот, наконец, пришло время магнитоэлектрических головок ГЗМ.

ГЗМ-105, например, до сих пор популярны среди любителей виниловых пластинок.

Прижимная сила головок ГЗМ - от 1 до 2 грамм.

В этой статье я в качестве примеров привёл отечественные звукосниматели. Но для понимания сути, я думаю этого достаточно.

В итоге мы видим, что в процессе развития "вертушек" прижимная сила снизилась почти в сто раз!

Если я что-то упустил - пишите в комментариях.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые интересные статьи на тему реставрации винтажной аудиотехники, ламповых приёмников и радиол

Ставьте лайк, если понравилось :)