Послевоенная история Франции могла быть совершенно другой, если бы вместо генерала Шарля де Голля ее возглавил забытый ныне коллаборационист адмирал Жан Франсуа Дарлан. И у него на это был очень серьезный шанс. Президент США Франклин Делано Рузвельт панически боялся укрепления коммунистов (да и вообще левых) как ведущей антифашистской силы в странах Западной Европы и склонялся к тому, чтобы сделать ставку на правое прогитлеровское правительство Виши маршала Петена, фактическим главой которого был адмирал Дарлан в 1941-1942 гг.
Британский премьер-министр Уинстон Черчилль разделял ненависть Рузвельта к коммунизму и не имел серьезных возражений против того, чтобы США стали во главе послевоенной Западной Европы. Однако он поддерживал французское правительство в изгнании генерала Шарля де Голля. Рузвельт же терпеть не мог излишне самостоятельного де Голля, тот отвечал взаимностью. Союзники были на грани раскола. Предатель Дарлан казался компромиссной фигурой.
Хитрый адмирал
В июне 1940 года адмирал Жан Франсуа Дарлан командовал военно-морским флотом Франции. После падения Франции Дарлан быстро стал ключевой фигурой в коллаборационистском режиме Виши, и два года спустя Рузвельт надеялся убедить его еще раз поменять сторону и присоединиться к союзникам. Дарлан сотрудничал с обеими сторонами, но прежде всего служил своим собственным интересам. Рузвельт же видел в Дарлане идеальную пешку для своих послевоенных планов в отношении Франции, к которой президент США относился с изрядной долей презрения. Он не только выступал за то, чтобы лишить французов их обширной колониальной империи, но и намеревался лишить Францию какого-либо участия в послевоенном мироустройстве и послевоенной оккупации Германии.
С британцами у Виши отношения были отвратительными, после того как 3 июля 1940 года Королевский флот разгромил французский флот в Мерс-эль-Кебире, чтобы предотвратить его попадание в руки немцев. Все надеялись, что Дарлан был среди жертв нападения, но его там не было. Почти 1300 французских моряков были убиты в бою, в результате чего колеблющиеся французы, убежденные, что Британия действительно является худшим врагом, чем Германия, поддержали Дарлана. Масла в огонь подлила и британская блокада портов правительства Виши.
Дарлан предпринял шаги, чтобы убедить союзников, что он снова может перейти на другую сторону, если захочет. Он отказался передать кому-либо оставшийся флот, базирующийся в Тулоне, чем взбесил Гитлера, которому этот флот пригодился бы во время кампании на Крите. Но перед вторжением в Советский Союз фюреру было не до разборок с французскими союзниками.
В начале 1942 года Дарлана изгнал из метрополии в Северную Африку его соперник Пьер Лаваль, который оказывал все большее влияние на престарелого больного Петена.
Торговля перед вторжением
8 ноября 1942 года началась операция союзников "Факел" в французской Северной Африке. В октябре администрация Рузвельта начала общаться с Дарланом через своего эмиссара Роберта Мерфи. Причем контакт адмирал был признан законным главой французской администрации, а другого влиятельного француза – соперника де Голля за контроль над Свободными французскими силами генерала Анри Жиро отодвинули в сторону по указанию американского президента. Дарлан, в свою очередь, делился всей известной информацией о возможных действиях немцев.
21 октября подводная лодка Королевского флота "Серафим" высадила группу из восьми американских и британских офицеров под командой заместителя американского командующего Дуайта Эйзенхауэра генерала Марка Кларка на холодный пляж в Черчелле в ста км к западу от Алжира. Кларк прибыл на встречу с Дарланом. Главное, что хотел знать американец, это как войска Виши отреагируют на вторжение союзников в Алжир, но хитрый француз молчал. Не помогло даже предложение передовой медицинской помощи, чтобы спасти больного полиомиелитом сына адмирала Алена. Даже когда конвои американских войск находились в середине Атлантики, Дарлан продолжал торговаться.
Стоит отметить, что перед началом операции британские разведслужбы активно вербовали французов-антинацистов из Северной Африки, чтобы использовать в качестве диверсантов. Очевидно, что одной из целью для них был определен Дарлан. Если американцы изначально делали ставку на подкуп адмирала, британцы давно решили его устранить.
Поздно вечером 2 ноября британская субмарина "Минна" предприняла первую попытку доставить оружие алжирским партизанам, но повстанцы не явились на рандеву. Две последующие попытки были столь же неудачными.
Дарлан хитрит до последнего
На рассвете 8 ноября 1942 года американские войска высадились на алжирских и марокканских пляжах Их командование не имела ни малейшего представления, какого уровня сопротивление стоит ожидать. Дарлан так и не объявил «за кого он». Черчилль продолжал убеждать Рузвельта, что французским адмиралом движут исключительно личные интересы и что антагонизм Рузвельта по отношению к де Голлю лишает французов реальной альтернативы Виши. Но американский президент был глух.
Враждебность вишистов уже была очевидна, французские артиллеристы открыли огонь по местам высадки, а французские военные корабли атаковали американский линкор "Массачусетс" и сопровождающие его суда в районе Касабланки. Хотя оперативная группа США при поддержке с воздуха быстро одолела нападавших, не было никаких сомнений в том, что «освободителей» тут не ждут.
Генерал Кларк прибыл в Алжир 9 ноября для возобновления переговоров с Дарланом. Он настаивал на передаче тулонского флота союзникам. Дарлан, как и следовало ожидать, отказался взять на себя какие-либо обязательства, пока ему не будет гарантирована четко определенная и существенная должность.
Отчаявшийся Кларк готов был дать адмиралу всю что угодно. Но 11 ноября Дарлан неожиданно согласился на некий компромисс. Он приказал всем сухопутным, морским и воздушным силам Виши в Северной Африке “прекратить борьбу с силами Америки и ее союзников с момента получения этого приказа, вернуться в свои казармы и базы и соблюдать строжайший нейтралитет.” Он также приказал произвести обмен пленными и объявил: “Я беру на себя власть над Северной Африкой от имени маршала (Петена).” Петен ему таких полномочий не давал. Но тулонский флот американцам адмирал так и не отдал, сохранив неплохой козырь.
Ценность Дарлана для правительства США еще больше возросли в тот день, когда немцы начали операцию "Атилла", захватив ранее незанятую южную Францию. Северная Африка теперь была изолирована от вишистской Франции, и Дарлан мог использовать фразу “от имени маршала”, чтобы создать свои личные африканские владения.
Кларк и Мерфи, наконец, согласились назначить Дарлана “политическим руководителем во Франции”, что указывало на послевоенную позицию, и 14 ноября они подписали письменное соглашение. Французское сопротивление было возмущено американским предательством.
Смерть коллаборациониста
Дарлан предложил генералу Жиро должность “главы вооруженных сил". Взбешенный Черчилль, которого американцы и Дарлан обвели вокруг пальца, воскликнул: “Дарлана следует расстрелять!” 18 ноября 20-летний француз-эмигрант Фернан Боннье в штаб-квартире британской спецслужбы SOE в Кап-Матифу вытащил короткую соломинку – жребий убить Дарлана выпал ему. Боннье никогда не был связан открыто с голлистами, поэтому его акция не выглядела бы как политическое убийство.
К декабрю 1942 года ситуация для союзников выглядела мрачной. Попытка генерала Андерсона захватить тунисскую Бизерту была пресечена успешными контратаками Африканского корпуса фельдмаршала Роммеля. Местные французы были настроены враждебно по отношению к «освободителям». Эйзенхауэр после встречи с Дарланом пожаловался в радиограмме своему начальнику штаба генералу Джорджу Маршаллу: «Если так пойдет и дальше, Дарлан снова перейдет на другую сторону.» Но адмирал потерял свой главный козырь – 27 ноября флотом «Свободной Франции» был разгромлен тулонский флот. В то же время 4 декабря войска союзников были разбиты Роммелем под Тебурбой.
Дарлан чувствовал себя уверенно, он не знал, что его казнь назначена на канун Рождества. 24 декабря рассвет в Алжире выдался холодным и безоблачным, и адмирал провел утро с Мерфи, обсуждая возможное освобождение политических заключенных и интернированных евреев. Боннье был на исповеди, а потом получил немецкий автоматический "Вальтер" калибра 7,65 мм. Важным было то, что пистолет не был американским, британским или французским.
В сопровождении телохранителя и водителя по имени Пьер Рейно молодой киллер отправился на угнанной машине в офис Дарлана во Дворце Эте.
Рейно остался в машине. У Боннье был поддельный пропуск. Толкнув дверь кабинета, нервный убийца сразу дважды выстрелил Дарлану в живот. Он попытался бежать, но был схвачен охранниками. Два часа спустя Дарлан умер на операционном столе в соседней больнице Майо. Перед смертью он пробормотал: “Я знала, что британцы наконец доберутся до меня”. В то время как Рузвельт осудил этот акт как “убийство первой степени”, Черчилль заметил, что это “избавило союзников от неловкой ситуации.”
Де Голль понял, что его момент настал. Публично отрекшись от причастности к убийству, он начал договариваться о создании новой “временной администрации” во французской Северной Африке, любезно пригласив Жиро принять в этом участие.
Немецкие пропагандистские передачи сделали все возможное, чтобы расколоть британцев и американцев, объявив, что убийство было “спланировано британской секретной службой по указанию Черчилля, чтобы поквитаться с Рузвельтом.” Би-би-си молчала.
Боннье предстал перед военным трибуналом Виши и заявил, что действовал в одиночку и по своим собственным причинам. Он был осужден и расстрелян во дворе полицейских казарм в алжирском пригороде Хусейн-Дей в 7:30 утра 26 декабря.
Смерть Дарлана упростила политическую ситуацию и устранила угрозу гражданской войны во Франции. Мадам Дарлан и ее больной сын получили убежище в Соединенных Штатах. К концу весны 1943 года де Голль прочно утвердился в качестве лидера Свободной Франции.
Также по теме:
Миклош Хорти – адмирал без моря во главе королевства без короля
Маршал Бадольо – противник Муссолини, прослуживший ему 20 лет
Генерал Люфтваффе Курт Штудент и искусство воздушного десанта
Немецкий генерал и африканский партизан
Филипп II Македонский и современное военное искусство
Командующий ИРА Майкл Коллинз и искусство городской войны
Кровавый Билл Андерсон и искусство партизанской войны
Генерал кавалерии конфедератов Джеб Стюарт и теория блицкрига
Африканский Наполеон
Фредерик Уорд – американский наемник, ставший китайским полководцем
«Отец челюсти» и его Арабский легион
Морская пехота США против Аугусто Сандино: счет 0:1