Найти тему
Яндекс Практикум

Из кондитера в охотоведы и тестировщики: как я менял работу в 37 лет

Оглавление

Александр Кузьмин попробовал много разных профессий. Работал в продажах (недолго), видеооператором и корреспондентом на телевидении (подольше), редактором в книжном издательстве, маляром, отделочником в стройбригаде на мясокомбинате. Попутно успел получить диплом кондитера, охотоведа и переплетчика третьего разряда. В 37 лет пришел учиться в Яндекс.Практикум на инженера-тестировщика. Позднее он привлек в Практикум свою супругу — она пошла на первый поток на дизайн, нашел работу в новой сфере и в этой профессии резких изменений не планирует.

Все получалось почти случайно

«Я много метался. Диплом охотоведа получил только в этом году. Еще у меня есть диплом кондитера и удостоверение переплетчика третьего разряда. При этом я не искал себя — просто пробовал. Если мне подворачивалось что-то интересное, я начинал. Заходило — оставался.»

-2

Так, однажды Александр попал на телевидение. В буквальном смысле по объявлению.

«Попросту увидел по ТВ, что требуется корреспондент. Думаю: ну, сочинения я вроде хорошо в школе писал, дай-ка попробую. Пришел, поговорили. Мне предложили попробовать. Походил, написал. Хорошо. И вот как-то так получилось, что задержался на несколько лет. Работал корреспондентом и видеооператором, вел новости на радио и телевидении. В обоих случаях я уходил оттуда в качестве зама главного редактора.»

-3

Позднее переехал в Москву, искал что-то смежное с телевидением и попал редактором в книжное издательство «За рулем» — участвовал в создании книг о том, как ремонтировать машины.

«Последняя моя сфера деятельности, из которой я ушел в тестировщики, — сертификация продукции. Сначала этим начала заниматься моя жена, а потом и я. Мы переехали в Питер, открыли свою фирму. Там я отработал 11 лет. Все было нормально, мне нравилось, но сертификация сильно меняется. Если раньше к тебе приходил заказчик с проблемой, и ты с нуля начинал ее решать, то сейчас процедуры сильно изменились — уже не требуется столько моего участия, технология отлажена. Да и расти особо некуда, а хочется развития. Поэтому я решил куда-то двигаться.»

Хотя об IT Александр думал уже давно, с тестированием все получилось, как и всегда — совершенно случайно.

«Почему на тестировщика пошел? Потому что это смежная, похожая на сертификацию профессия. В сертификации приходится проверять продукцию на соответствие требованиям, и тут у меня проверка продукта. Плюс разные чек-листы, программы и методики испытаний, которые встречаются в обеих сферах деятельности.»

Первая попытка поучиться на тестировщика оказалась не очень удачной — курс одного из довольно крупных игроков рынка онлайн-образования «не зашел».

«И вот когда я учился на этом курсе, который в итоге не закончил, я совершенно случайно наткнулся на Яндекс.Практикум. Правда, тогда еще тестировщиков там не было. Были аналитик данных, курс data science и, возможно, веб-разработка. Мне это было не очень интересно, поэтому я ничего не выбрал в тот момент. Спустя какое-то время возвращаюсь на Практикум, смотрю — тестировщики, первый поток, начинается. Думаю, надо пробовать. Попробовал и остался.»

На выбор повлиял не только известный бренд, но и то, как устроен курс

«У Яндекса есть пробный курс, который дает представление, насколько тебе подходит само направление и методика преподавания. Мне это было важно, поскольку я знаю свою особенность — если мне не зайдет, я не буду продолжать. Яндекс обещал, что если мне не понравится, то он вернет плату за оставшийся период. Это сыграло свою роль, ведь я почти ничего не знал про тестировщиков. Да и выяснить было не у кого, поскольку шел набор на первый поток, в сети отзывов по тестированию практически не было никаких. Попробовал и вроде бы угадал. Это было ровно год назад — в ноябре.»

По мнению Александра, у Яндекс.Практикума очень удачный формат. Например, теория дается текстом, а не с помощью видео.

«Для меня это оказалось очень хорошо, поскольку я плохо воспринимаю теорию в видео. Сидеть и смотреть это, в принципе, довольно муторно. А если потом что-то забыл, то надо перематывать и искать… Здесь же у меня страница открыта, а значит намного проще искать нужную информацию. В этом плане Практикум очень удачно сделан.»

Времени учиться хватает, если не откладывать задачи

Про сам процесс обучения Александр говорит, что в основном было легко, иногда даже не хватало интенсива. При этом были сокурсники, которые жаловались на нехватку времени.

«Возможно, это связано с тем, что я уже тогда работал удаленно, поэтому более свободно располагал своим графиком. Мне было проще выбирать время для учебы. А людям, которые ездили в офис, было сложнее организовать себя. В целом, каких-то непреодолимых сложностей у ребят не возникало. В курсе по тестированию тайминг достаточно лояльный, позволяет сочетать с работой и другими занятиями. Главный лайфхак — не откладывать, поскольку потом придется довольно напряженно разгребать скопившийся объем. Времени на освоение дается достаточно, можно спокойно укладываться, если не запускать. У меня, например, с дипломом вышла загвоздка — долго не понимал, как за него взяться. При этом у нас было два дедлайна — жесткий и мягкий. После мягкого дедлайна можно сделать две доработки по диплому, если тебе его возвращают, а после жесткого — только одну. И вот я за диплом взялся только после мягкого дедлайна. И даже так мне на все хватило времени. При этом не могу сказать, что сидел ночами. У меня была доработка, но я в нее все равно уложился и сдал».

Одна из главных сложностей, к которой приходилось привыкать, — подход наставников к обучению

«Я столкнулся с тем, что наставники практически никогда не дают прямого ответа на вопрос. Все направлено на то, чтобы ты сам подумал и нашел нужное. Конечно, это иногда это подбешивает. Бывало, что ты вроде бы нашел ответ на вопрос, но все равно есть какое-то сомнение, а быстро разрешить его с помощью поиска в сети не получается. И вот ты задаешь вопрос наставнику, а он отвечает как-то обтекаемо. И думаешь: «Да елки-палки, как так?» Но по итогам я все равно доволен».

Александр понял, что это особая методика, когда тебе не дают готовые решения, а направляют на их поиск.

«Сегодня я вижу, что это пригождается в работе. У меня она удаленная. Соответственно, я не могу так просто подойти к кому-нибудь с вопросом. Надо будет выцеплять кого-нибудь в Slack, ждать, пока он ответит. За это время я, возможно, уже сам найду ответ. В принципе, навык полезный формируется таким образом».

После курса Александр устроился тестировщиком

«На работе знали, что я закончил, диплом не смотрели — взяли по результатам собеседования с лидом и эйчаром. Тестового задания не было, при общении с лидом задавались вопросы по теории тестирования, могли спросить — страница такая-то, как ее можно протестировать, на логику давали задания. Основной объем знаний, которые я получил на Практикуме, мне понадобились на собеседовании. В реальной практике я занимаюсь далеко не всеми вещами, которые мы проходили».

Александр готов рекомендовать Яндекс.Практикум и советует, в первую очередь, ориентироваться на пробный курс.

Пробное занятие или пробный курс дают очень хорошее понимание, с чем придется иметь дело. Поэтому пробовать можно и нужно разное, а дальше уже смотреть, что больше нравится и подходит конкретно тебе — протестируйте любой курс Практикума прямо сейчас, это бесплатно.