Просматривая различный материал для статьи о зарождении театра в Афинах, наткнулась на любопытную и познавательную информацию о первых греческих актрисах. В этой статье я напишу обо всем, что узнала (конечно, кто-то знает больше) и немного о моей любимой современной греческой актрисе и кинозвезде - Алики Вуйуклаки.
Начать нужно, пожалуй, с того, что путь на сцену для женщин в то время был практически закрыт по моральным и религиозным соображениям. Потому восхождение на олимп театрального искусства был тернист и требовал от женщины мужества, невероятных усилий, амбиций, наглости и огромного таланта. Все эти качества присутствовали с лихвой у всех этих замечательных женщин, ставших не просто актрисами, а выдающимися актрисами своего времени.
Итак, обо всем по порядку. Как только Афины были провозглашены столицей Греческого королевства в 1834 году, то сразу же в городе началось грандиозное строительство. Так в 1836 году был построен и открыт первый частный летний театр Афанасия Скондзопулоса, затем - в 1837 году театр итальянца Мели, потом - в 1840 году каменный театр Базилио Сансони, который в 1844 году выкупил Иоаннис Букурас. Строительство театров в Афинах продолжилось, но это не наша тема сейчас. О театрах читайте здесь.
Практически во всех греческий театрах того периода все роли, и женские тоже, играли исключительно мужчины. Впервые афинские зрители увидели женщину-актрису-певицу на сцене итальянского театра Базилио Сансони. Как следует из статьи в газете "Η Θημη" от 6 января 1840 года там состоялась премьера трагической оперы Доницетти "Лючия ди Ламмермур", где заглавную партию исполнила примадонна итальянской оперы Рита Бассо-Борио. Ее вызывали на бис множество раз. Не удивительно, ведь раньше греческая публика никогда такого не видела и не слышала! Успех был ошеломительный!
Но она была итальянка по национальности. А вот первой греческой женщиной-актрисой, которая выступила на сцене афинского театра (будущий Театр Букура) в составе греческой труппы, собранной знаменитым Константиносом Кириакосом Аристиасом, считается Мария Ангелики Дживитца. Ее первое появление на сцене случилось в 1840 году в роли дочери Приама и Гекубы в одноименной постановке Яковоса «Поликсенис», а потом - в трагедии "Аристодемос" итальянского сценариста Винченцо Монти, что перевел на греческий язык Пикколо. Константинос Аристиас сыграл тогда заглавную роль, она - дочь мессенского царя Аристодема - Кисиру. Однако, в том же году труппа распалась из-за отъезда К. Аристиаса обратно в Румынию после отказа короля Оттона оказать материальную поддержку труппе. В газете "Η Ταχύπτερος Φήμη" была размещена рецензия с упоминанием ее имени:
"Ότε μάλιστα εφάνη εις την σκηνήν η το πρόσωπον της Κισήρας φέρουσα Κ. Μαρ. Αγγελ. Τζίβιτζα το ακροατήριον έμεινε κεχηνώς, διαπορών διά την γιγαντιαίαν της πρόοδον κατά το ολιγοήμερον των γυμνασιών της διάστημα, η δε πρόοδος αύτη διαβεβαίωσε τους πάντας, ότι υπό τον νέον Αισχύλον η Ελλάς θέλει αποκτήσει υποκριτάς μοναδικούς εις το είδος των".
Что случилось с этой актрисой потом нам не известно. Возможно, она вышла замуж за одного из богатых поклонников. Так обычно поступали примадонны итальянских театров Мели и Базилио Сансони.
С 1842 года в том же театре стали выступать профессиональные актрисы, которые выходя на сцену в той или иной роли уже подписывали официальный договор и получали жалование. Этому способствовало образованное в том же году "Εταιρίας του εν Αθήναις θεάτρου" (the Athenian Theatre Committee), члены которого обратились за поддержкой к тогдашнему мэру Афин и получили все необходимые полномочия на отбор добровольцев, желающих обучиться профессии актера:
Προτιθεμένη να εκγυμνάση υποκριτάς και μουσικούς Έλληνας και Ελληνίδας διά τας θεατρικάς παραστάσεις η επιτροπή του θεάτρου, συνεφώνησε μετά του μουσικοδιδασκάλου κ. Φαβρικέζη να παραδίδη ούτος μουσικήν καθ' εκάστην εις ώρας προσδιωρισμένας δαπάναις της επιτροπής εις εξ πτωχάς νεανίδας αίτινες ήθελον υποσχεθή να υπηρετήσωσιν από σκηνής κατά τας δυνάμεις των. Παρακαλείσθε λοιπόν, κ. Δήμαρχε, να ενεργήσητε ό,τι δέον διά να ευρεθώσι μεταξύ των εν τη πόλει ταύτη πτωχών οικογενειών αι περί ων ο λόγος νεάνιδες όπως διατάξη η επιτροπή τα περαιτέρω· προσθετέον ότι τα κοράσια πρέπει να είναι κόσμια και ευειδή.
Приведу здесь имена замечательных греческих женщин, которые захотели стать артистками, были отобраны на обучение в артистки, с ними заключили Договор и выдавали жалование: Αθηνά Ιω. Φιλιπάκη, Αικατερίνη Παναγιώτου, Μαριγώ Γ. Δομεστίνη, Μαριγώ Δευτερίδη. Любопытно, что ранее, например, Екатерини Панайоту работала простой рабочей на фабрике по обработке шелка.
Первыми в вышеупомянутом списке стоят имена Афины Филипаки и Екатерини Панайоту. Что удивительно, почему то до сих пор идут споры о том, кому из этих актрис принадлежит "пальма первенства". Одни говорят, той, что первая подписала Договор (Екатерини Панайоту), другие - той, что первая вышла на сцену (Афина Филиппаки). На самом то деле, ни та, ни другая. Объясню позже!.
Вот документ - расписка в получении вознаграждения за спектакль (30 драхм) от октября 1843 года - где есть подпись и Афины Филиппаки (также из статьи в LIFO.gr).
Для первой постановки в рамках "Εταιρίας του εν Αθήναις θεάτρου" была выбрана опять таки драма "Αριστόδημος" Монти. Афина Филипаки сыграла там единственную женскую роль - Кисиры. И получила лесные отзывы в афинской газете "Η Ταχύπτερος Φήμη":
"μολονότι πρωτόπειρος, εκτελεί κάλλιστα το μέρος της· ο καιρός θέλει την κάμνει ζωηροτέραν"
Затем были поставлены "Φίλιππος II" Витторио Алфиери, где Екатерини Панайоту сыграла Изабелу, и комедия Мольера "Εξηνταβελόνης", где вместе с ней сыграла и Афина Филипаки. Актрисы имели потрясающий успех, многочисленные поклонники бросали к их ногам охапки цветов, одаривали подарками, посвящали стихи*. В своих мемуарах Alexandros Rizos Rangavis записал:
"the whole of Athens rushed to the theatre to see the sensation of a Greek woman performing on stage".
Однако, история повторилась: в 1846 году и эта труппа актеров распалась, прекратила свое существование и "Εταιρίας του εν Αθήναις θεάτρου". Известно, что Афина Филипаки и Екатерини Панайоту вышли удачно замуж и на сцене больше не выступали.
В 1860-е годы женщины вновь появились на театральной сцене. Среди них первая женщина - актриса и бизнесвумен - Екатерина Верони, создавшая свою собственную труппу в 1899 году в городе Смирна, и Евангелия Параскевопулу - ее главная соперница, с успехом игравшая заглавные роли многие годы подряд.
Вообще, информации о женщинах-актрисах, об условиях их работы в 19 веке и в начале 20 века - в тяжелейший период образования и становления греческого театрального искусства - ничтожно мало. Появление первых женщин, связавших себя с профессией актрисы, стало возможным в тех местах, что находились под протекторатом иностранцев - это в Поли, на некоторых греческих островах, в Республике Семи островов.
Например, в 1817 году на острове Закинфос принимала участие в постановках итальянских мелодрам в рамках "Φιλοδραματικού Συλλόγου Ζακύνθου" Екатерини Виангини. На самом деле то были театрализованные чтения в литературных салонах аристократов, так называемые "κεκλειεμένων των θυρών".
.
В Бухаресте по инициативе дочери правителя Влахии организуется первая любительская труппа актеров, что ставили постановки с 1819 по 1820 год в театре Ερυθράς Κρήνης ("Φαίδρα" французского писателя Ρακίνα). Именно там появляются на сцене первые греческие актрисы - Μαριγώ Αλκαίου (жена актера Феодора Алкеу), Мария Папайоннау, румынка Мариора Богданеску и еще три женщины известные только по именам - Елена, Зоитса, Ирини. В последствии, Μαριγώ Αλκαίου стала профессиональной актрисой, играла в постановках на острове Сирос (в 1829) в труппе своего мужа.
Также известно, что в 1833 году на одном из Ионических островов - в Левкаде, где была даже театральная школа "Ακαδημία των Φιλοτέχνων" - по случаю прибытия Великого комиссара Лорда Ньюджента была поставлена мелодрама "Ο δαφνοστέφανος", написанная на греческом языке Спиросом Замбелиу и И. М. Николади. Там сыграли две женщины - непрофессиональные актрисы Екатерини Акматсини (или Καμπατσίνη) и Акривула Николау Ставру. В газете "Εφημερίδα του Ηνωμένου Κράτους των Ιονίων Νήσων"написали по этому случаю следующее:
"το παράδειγμά τους ίνα συνεργήση να αφαιρέση, και είναι πλέον καιρός, από ταις οικογένειαις εκείναις ταις προλήψαις οπού ως τώρα επικρατούσαν ως προς την ανατροφήν των κορασίων [...] Ούτε πρέπει να αγνοούν πόσον συντείνη εις την παιδείαν και τον πολιτισμόν των λαών και εξαιρέτως εις την ευτυχίαν των οικογενειών η ανατροφή των γυναικών".
В 1825 году на оккупированном острове Тинос в постановках "Μάρκος Μπότσαρης" και "Μεγακλής" приняли участие три или две женщины - Ирини Валаам, Виолетта Помер, а третья женщина почему то упомянута в газете "Ο Φίλος του Νόμου" также под фамилией Помер.
Бесценную запись - каталог актрис 19 века - неожиданно обнаружили искусствоведы, изучая странички перевода "Отелло" сделанного Иоанном Костопуло. Вот имена замечательных греческих актрис и в каком амплуа они были особо талантливы и хороши по мнению автора:
Μαριγώ Αλκαίου
Ελένη
Ειρήνη
Ζωήτσα
Πολυξένη
Αθηνά Φιλιππάκη (Ηθοποιός κατά τα έτη 1842-44, διέπρεψε μάλιστα ως δραματική. Απεσύρθη)
Αικατερίνη Παναγιώτου
Μαριγώ (εκ Κρήτης)
Ελένη (εκ Ψαρρών)
Καλλιόπη Χρήστου
Αργυρώ Συψώμου (Ηθοποιός κατά το 1857-58, καίτοι ολίγον χρηματίσασα ως τοιαύτη, διεκρίθη τα μάλιστα ως δραματική· απεσύρθη)
Αμαλία Στοκ (Ηθοποιός διακριθείσα εις τα κωμικά. Απεσύρθη)
Πολυξένη Σμυρλή
Αθηνά Συψώμου
Μαρία Σάιλλερ
Ειρήνη Ιωάννου
Αικατερίνη Σάιλλερ
Ελένη Κομνηνού
Πιπίνα Μπονασέρα (Ηθοποιός κατά το 1862-64, διακρίθη ως δραματική, ιδίως εις τα περιπαθή μέρη και ως κωμική)
Ελένη Γαϊτάνου
Ελένη Λυπαράκη
Μαριγώ Ιω. Τεχνίτου
Μαριγώ Δ. Πομόνη
Σμαράγδα Συρμακέση (διακριθείσα ως δραματική· απεσύρθη)
ΠΕΡΙΟΔΟΣ Β΄. 1867-84
Πολυξένη Σούτσα (διεκρίθη εις τραγική μέρη· απεσύρθη)
Πιπίνα Βονασέρα (διακρίνεται ως δραματική εις διάφορα πρώτα μέρη)
Σοφία Ταβουλάρη (Διακρίνεται εις διάφορα παθητικά μέρη)
Ελένη Χέλμη (Διακρίνεται ιδίως εις κωμικά μέρη)
Ελένη Αρνιωτάκη (Διακρίνεται ιδίως εις κωμικά μέρη)
Ιωάννα Νικηφόρου (Διακρίνεται εις παθητικά ισχυρά μέρη)
Φιλομήλα Βονασέρα (Διακρίνεται εις ερωτικά μέρη)
Σοφία Νέρη (Διακρίνεται ιδίως εις ερωτικά μέρη)
Ελπίς Χαλκιοπούλου (Διακρίνεται εις παθητικά μέρη)
Εστέλλα Τσιλιβάκου (Διακρίνεται εις ευτράπελα ερωτικά μέρη. Αποσύρθηκε)
Σοφία Δημητρουλοπούλου
Αικατερίνη Δρακάκη
Αμαλία Πίστη (Καλή εις ερωτικά μέρη)
Ευαγγελία Παρασκευοπούλου (Διακρίνεται εις πολλούς χαρακτήρας)
Ελένη Μιχαηλίδου (Καλή ηθοποιός)
Ευανθία Ράμμου
Αικατερίνη Δρακοπούλου (Διακρίνεται εις τα τραγικά μέρη)
Ελένη Κοτοπούλη (Διακρίνεται εις αντιπαθητικά μέρη)
Особо можно выделить Евангелию Параскевопулу - первая греческая актриса - хоть и самоучка, она приводила в восторг публику своей игрой. В упомянутом Каталоге (актрисы 1884 года) автор подчеркнул ее многогранность, ее способность сыграть любую характерную роль. А вот уже в 1892 году Евангелия Параскевопулу стала мега-звездой греческого театрального искусства 19 века - ее талант раскрылся на всю катушку после возвращения из продолжительных театральных гастролей в Египет и Смирни и долгие годы после радовал публику.
В заключение моего повествования хочу процитировать отрывок из статьи в "Εφημερίδα των Κυριών" за октябрь 1900 года, касательно греческих женщин-актрис:
"[..] Εις την Ελλάδα το θέατρον μέχρι προ ολίγου ακόμη δεν είχε γυναίκας. Τελευταίως αι κ.κ. Βερώνη και Παρασκευοπούλου έδωκαν αφορμήν να γίνη λόγος και περί γυναικών ηθοποιών, έδρεψαν μάλιστα και δρέπουν ακόμη πολλάς δάφνας, και το παράδοξον διά την ιστορίαν το θεάτρου έμειναν και μένουν έντιμοι γυναίκες.Επειδή δε αυταί αι δύο αποτελούν, ούτως ειπείν, την πρώτην γυναικείαν σελίδα της θεατρικής κινήσεως εν Ελλάδι, εις αυτάς οφείλεται και το κατόρθωμα ότι αι Ελληνίδες ηθοποιοί ανήκουν και θα ανήκουν όχι εις ιδιαιτέραν κατηγορίαν γυναικών ως αι Ευρωπαίαι συνάδελφοί των.Τούτο αποδεικνύεται και από την προθυμίαν, ην έδειξαν οι γονείς των υποψηφίων μαθητριών της δραματικής σχολής, άνθρωποι κατά το πλείστον ανεπτυγμένοι, οι οποίοι όχι μόνον δεν εδυσκολεύθησαν να επιτρέψουν εις τας θυγατέρας των να επιδοθούν εις το θέατρον, ως συνέβη παντού εν Ευρώπη και συμβαίνει ακόμη, αλλά και φέρουν βαρέως την αποτυχίαν των μη εισαχθεισών εις την δραματικήν σχολήν [..]".