Найти в Дзене
k1ndersoft

История ярославских храмов

Оглавление

Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение»

Ныне существующая Знаменская церковь была построена в 1890-х годах. Но это далеко не первое здание храма.
Еще в 1736 году к Афанасьевскому монастырю по просьбе игумена обители Ионы и по указу от 16 июля архиепископа Иоакима была приписана часовня, пристроенная к Власьевской, или Знаменской, башне, которая служила крепостными воротами для въезда в Земляной город.
На восточном фасаде Власьевской башни при ее сооружении был написан образ Богоматери Знамение, на западном — образ Спаса, скопированный, как гласила народная молва, с изображения на Спасской башне Московского Кремля.
Поясной образ Богоматери Знамение, помещенный над крепостными воротами, олицетворял небесное покровительство и заступничество городу.
В древности, по преданию, к образу Богоматери Знамение сначала вела деревянная лестница с площадкой, а затем к восточному фасаду башни пристроили небольшую деревянную часовню «на столбах», где «всегда неугасимая свеща стоит». Часовня принадлежала находившейся поблизости Власьевской церкви. Причиной передачи ее в 1736 году Афанасьевскому монастырю послужила ограниченность средств у обители, вследствие чего архиепископ Иоаким распорядился: «У образа Знамения Божьей Матери, что на башне Власьевских врат, отправлять молебны Ярославского Афанасьевского монастыря иеромонахам и все подаяния, к этому образу бываемые, употреблять в пользу того монастыря».
В 1779 году деревянная часовня была заменена на каменную, но в 1785 генерал-губернатор А.П. Мельгунов распорядился разобрать Знаменскую башню на кирпич, поскольку не хватало материалов для строившегося в городе Дома призрения ближнего, и «только городской голова Андрей Александрович Барсов с купечеством догадались взамен ее [башни] выдать Мельгунову кирпича 15 тысяч». Происходившие далее события так изложены в статье местного автора, Ивана Бабанина:
«На столь выгодное предложение губернатор согласился и первоначальное распоряжение пока отменил. Но не прошло и года, как он опять возбудил вопрос о сносе Власьевской башни. <…>
Однако произошло обстоятельство, которое и в данном случае спасло от разрушения древнюю башню; мало того, свершило такой переворот в ее вековом бытии, что потом была она заново отремонтирована, приняв вполне благообразный вид… <…>
Накануне дня, назначенного для разборки башни, жена губернатора вдруг почувствовала себя очень нездоровой. В ночь ей сделалось еще хуже. А когда на короткое время заснула, то во сне увидела, будто стоит перед тем самым образом, что нарисован на башне. Отверзлись уста Богоматери и послышался пророческий голос.
– Выздоровеешь тогда, когда оставят нерушимым сей лик мой начертанный…».
Каменная часовня старанием настоятеля Афанасьевского монастыря Иннокентия в 1850 году была «распространена и внутри украшена довольно хорошей живописью. В 1861 году вместо часовни на средства А. И. Оловянишникова был устроен каменный храм, освященный во имя иконы Знамения Богоматери. В 1890-х годах «трудами настоятеля монастыря преосвященного Иоанникия, епископа Угличского, частью на собранные им между гражданами города Ярославля, частью на монастырские [деньги], храм сей перестроен заново: пристройкой новой каменной кладки на восток на три сажени расширен, а в вышину поднят на 111/2 аршин… На храме возведена одна глава с позлащенными куполом и крестом». Все работы в храме осуществлялись по проекту архитектора А. А. Никифорова. 18 мая 1897 года состоялось торжественное освящение обновленной Знаменской церкви.
Образ Спаса на западном фасаде Знаменской башни тоже был отмечен «благоговейным вниманием»: каждый год 1 августа перед ним совершался молебен с водоосвящением.
Незадолго до Октябрьской революции в Знаменской церкви был устроен еще один престол — во имя Анны Кашинской, немногочисленные сведения об этом престоле имеются в описях храма 1920-х годов. Произошло это, скорее всего, по инициативе бывшего епархиального миссионера архимандрита Корнилия.
В архиве Ярославской области сохранились документы 1930-х годов о судьбе чудотворного образа Богоматери Знамение. Когда местные власти вознамерились снести пристроенную к Знаменской башне церковь, 12 января 1930 года председатель Епархиального управления епископ Софоний, беспокоясь о святыне, обратился в местный отдел Главнауки с просьбой уведомить, «находится ли на учете в Главнауке Знаменская икона Божьей Матери, как археологическая древность, которой более чем 700 лет, как она написана на стене в Знаменской часовне в г. Ярославле. Если эта икона до сего времени находится не на учете в Главнауке, то следовало бы таковую взять на учет, как древнюю археологическую старину». На заявлении епископа есть резолюция: «Осмотреть фреску и, если имеет интерес и смысл, поручить П. Н. Догадушкину снять ее для продажи или местного музея».
Ответ заведующего ярославским отделением Центральных реставрационных мастерских Демьянова от 18 января 1930 года: «Считая фреску второстепенной по значению и учитывая шаг поповщины, мастерские просят горсовет ходатайствовать пред Окрисполкомом о разборке Знаменской часовни для освобождения уличной площади и прохода под башней. <…>
Резолюция: вопрос решен на президиуме, и Знаменская часовня передана Кустшвею».
Чудотворный образ Богоматери Знамение был сбит со стены вскоре после принятия этого решения.
Знаменская церковь была закрыта 8 марта 1932 года, ее приход был объединен с общиной церкви Пятницы на Туговой Горе, туда же поступила часть церковного имущества.
В 1990-х годах на храме восстановлена глава. Еще до этого в здании разместилась народная киностудия «Юность». В 2014 году в храме возобновились богослужения.

ЦЕРКОВЬ НИКОЛЫ МОКРОГО
в Ярославле

Находится на ул. Чайковского (бывш. Любимская), 1. В ансамбль церквей Николы Мокрого входят два каменных храма.

Холодный пятиглавый храм с колокольней построен на месте старого деревянного в 1665 — 1672. На правой стороне паперти, в пристройке с шатровым верхом, был устроен придел во имя Алексия, митрополита Московского, на левой, в такой же пристройке — во имя Великомученицы Варвары. Заказчиками храма были купцы Афанасий Лузин и Андрей Лемин, а также ярославцы посадские люди Федор Выморов и Степан Тарабаев.

В архитектурном отношении церковь Николы Мокрого — типичный ярославский посадский храм. Пятиглавая четырехстолпная холодная церковь без подклета окружена с трех сторон невысокой закрытой одноэтажной галереей. Северный фасад фланкирован шатровыми объемами Варваринского придела и колокольни. Первоначально храм имел позакомарное перекрытие. Очевидны попытки храмовых зодчих ориентироваться на уже существовавшие к тому времени лучшие образцы ярославской церковной архитектуры: общая композиция напоминает храм Иоанна Златоуста в Коровниках, в формах колокольни повторены формы колокольни ц. Илии Пророка, рисунок слухов шатра заимствован у колокольни ц. Рождества Христова. В конце XVII в. ансамбль был обильно декорирован полихромными изразцами. Алтарные окна Никольской церкви были тогда украшены нарядными изразцовыми наличниками. В 1690-х к западным фасадам обоих храмовых зданий были пристроены увенчанные небольшими восьмигранными шатрами притворы, необычайно пышно декорированные цветной керамикой. До наших дней лучше сохранился южный, расположенный у церкви Тихвинской Божией Матери.

Храм освещался тремя большими медными паникадилами с орлами работы голландских мастеров. У столпов стояли роскошные резные моленные места середины XVII в., предназначенные для царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. Ныне они находятся в ц. Илии Пророка. Паперть церкви украшает красивая кованая решетка XVII в., состоящая из S-образных звеньев, заканчивающихся цветочными бутонами. Решетка выполнена с большим декоративным вкусом и является уникальным памятником прикладного искусства.

Стенопись ц. Николы Мокрого была выполнена в 1673—1674 на средства прихожан. Как явствует из челобитной Семена Лузина царю Алексею Михайловичу (1675), в создании стенописи принимали участие ярославские мастера Логин Сидоров, Ермолай Федоров, Тимофей Федотов, Иван Ануфриев, Федор Савин, Андриан Иванов, Семен Козлов, Карп Михайлов, Федор Карпов, Дмитрий Григорьев и Василий Ананьин.

В XIX в. живопись дважды поновлялась в клеевой технике — в 1853, затем в 1895—1896 московскими художниками С. Чириковым и Епанешниковым под патронажем Московского Археологического Общества. В 1970 — 1980-х гг. были проведены реставрационные работы по стенописи в Алексеевском и Варваринском приделах.

Николо-мокринская роспись стала этапным произведением в истории ярославской школы стенной живописи. Ее хорошо разработанная символико-композиционная схема, новый для того времени метод рассказа посредством непрерывных горизонтальных фризов, богатейшая орнаментика и использование в качестве иконографического образца гравюр Библии Пискатора оказали определяющее влияние на судьбу ярославского монументального искусства второй половины XVII в. Ансамбль росписи храма Николы Мокрого, состоящий из 660 сюжетных клейм, дошел до нас не в полном объеме — утрачена живопись сводов западной паперти.

В центральном куполе помещена фреска «Вседержитель», вокруг нее летопись с текстом тропаря «Нерукотворенному образу». В барабане изображения 16 праотцев в два ряда. На парусах написаны евангелисты, их символы вынесены на лобовые части паруса. На восточной подкупольной арке изображена Троица Ветхозаветная, на западной — «Спас на убрусе», поддерживаемый летящими ангелами. В куполах четырех боковых барабанов представлены: в юго-восточном «Бог Саваоф», в северо-западном «Христос Эммануил», в северо-восточном «Иоанн Предтеча ангел пустыни» и в юго-западном «Богоматерь Знамение». Между окнами боковых барабанов — изображения ветхозаветных пророков. На подпружных арках северо-западного барабана сюжеты «Исцеление слепого» и «Насаждение Честных древ», на арках юго-западного — «Неверие Фомы» и «Преполовение». На восточном своде над алтарем изображено «Отечество», на западном — «София созда себе дом», на северном — «Исцеление тещи апостола Петра» и «Притча о сеятеле», на южном — «Благословение детей» и «Изгнание торгующих из храма».

На восточных подпружных арках за иконостасом написаны архангелы и ангелы с рипидами, на центральных и западных арках — 12 апостолов, на северо-западных и юго-западных арках — апостолы из числа семидесяти. Столпы храма разбиты на четыре широких яруса, нижний из которых орнаментальный. В верхнем ярусе западных столпов изображены благоверные князья и цари: Константин и Елена, Владимир и Ольга (ю.), Борис и Глеб, Всеволод Псковский и Ярослав Мудрый (с.), в среднем воины-мученики, в нижнем — русские святые, в том числе царевич Димитрий Угличский, Дмитрий Донской, Михаил Черниговский, ярославские князья Федор, Давид и Константин (ю.), Константин, Михаил и Федор Муромские, Довмонт Псковский, Михаил Тверской и ярославские чудотворцы Василий и Константин (с.). На алтарных столпах представлены отцы церкви: Дионисий Ареопагит, Амвросий Медиоланский, Иоанн Милостивый, Кирилл Александрийский и др. Роспись столпов отмечена высочайшим уровнем исполнения.

Северная и южная стены храма разбиты на семь ярусов. Четыре верхних (шириной 1,6 — 2,2 м) — сюжетные, пятый (1,8 м) — орнаментальный фриз, шестой (0,45 м) — летопись о построении храма, седьмой (1,1 м) — подзор из полотенец. Живопись сюжетных ярусов посвящена храмовой теме — житию и чудесам Николая Чудотворца, которая иллюстрирована здесь в 70 крупных клеймах. Четвертый ярус южной стены занят изображением семи вселенских соборов. Всю западную стену занимает грандиозная картина Страшного Суда. На восточной стене за иконостасом написаны Страсти Христовы, над центральным алтарем — «Распятие» и «Семь таинств». Верхние части оконных откосов дополняют погрудные изображения преподобных в овальных медальонах, увитых цветочными бутонами. На северной и южной стенах — подвижники вселенской и русской церкви, на западной стене — печерские чудотворцы. В арках окон изображения Саваофа, Христа Благое Молчание, ангелов и херувимов. В арках входных порталов Деисус из медальонов (з.), «Недреманое око» (с.) и «Не рыдай мене, мати» (ю.).

В конхе центрального алтаря — литургическая композиция «Великий вход», в апсиде святители вселенской и русской церкви в двух регистрах — в верхнем в рост, а в нижнем в круглых медальонах. На западной стене композиции «Ветхозаветная Троица» и «Евхаристия». В конхе жертвенника написан сюжет «Се Агнец», в верхнем регистре апсиды сцены из литургии, в нижнем мученики, святители и преподобные в рост. На западной стене жертвенника епископы и преподобные в медальонах. В конхе диаконника сцена «Сошествие во ад», в своде 7 картин воскрешения мертвых из Ветхого и Нового Завета. В апсиде и на западной стене 28 печерских чудотворцев в медальонах, среди них «Алипий Печерский иконописец». В арке центрального окна помещена фреска «Богоматерь Печерская», над порталом — «Избиение первомученика Стефана».

В своде северного Варваринского придела композиция «София Премудрость Божия». На стенах в четырех ярусах иллюстрировано житие святой Варвары. В конхе придельного алтаря сюжет «О тебе радуется», в апсиде и на оконных откосах изображения 26 мучениц. В своде южного Алексеевского придела композиция «Царь Царем», на стенах в три яруса сцены из жития митрополита Алексия. В конхе — «Похвала Богородице», над конхой — «Предста Царица», в апсиде — пророки в медальонах. Свод паперти заполнен сценами из Ветхого Завета. В ее северном колене иллюстрированы «Дни творения» в кругах и сцены жизни Адама и Евы, в южном — «История Иосифа и Моисея». Роспись западного крыла паперти утрачена в XIX в. в связи с перекладкой свода. В люнетах внутренних стен паперти размещены многофигурные символико-дидактические композиции: «Собор всех святых», «Апостольская проповедь» (с.); «Символ веры», «Отче наш» (з.); «О тебе радуется», «Богородица Честнейшая херувим» (ю.). Над входом в северный придел на паперти написана «Богоматерь Знамение», над входом в южный — «Спас на убрусе», поддерживаемый летящими ангелами. На откосах окон паперти и между окнами фигуры ветхозаветных персонажей — праотцы и пророки. В западном крыльце сцены из «Апокалипсиса».

Декоративно-образный строй николо-мокринской росписи проникнут духом особой торжественности. Чувство большого стиля царить здесь во всем — и в самой программе росписи, претендующей на соборную репрезентативность, и в замечательной тектонической связи живописи с архитектурой церкви.

В XIX ц. Николы Мокрого была передана военному ведомству и с 1892 являлась полковым храмом расквартированного в Ярославле Фанагорийского полка.

В 1929 церковь была закрыта. В 1992 храм Николы Мокрого передан Русской Православной Церкви.

Храм Спаса на Городу

История храма

1. По преданию, церковь Спаса на Городу существовала еще при ярославских князьях Василии и Константине, которые пожертвовали в храм пустошь Говорово, под селом Пажей. Это владение, подтверждавшееся грамотами царей Михаила Федоровича (1631) и Алексея Михайловича (1646), числилось за церковью вплоть до Октябрьской революции.

Свое наименование на Городу Спасский храм получил от местонахождения — в Земляном городе, на границе с Рубленым. Неподалеку от церкви начиналась городская рыночная площадь, на которой кроме торговых рядов стояли харчевные дворы и постоялые избы, амбары и кузницы, бани и угольные лавки. До генеральной перестройки Ярославля в конце XVIII века это место было «срединное для целого города. Сюда трудолюбивый мужичок вез продавать избытки трудов своих; тут же расторопный купец в скромных лавках, или вернее в палатках, терпеливо дожидал охотливых покупателей».

В рукописной истории Ярославля первой половины XIX века сохранилось описание этой торговой площади: с левой стороны, как выйдешь из кремля, на том же краю Медведицы лежал весь Гостиный двор деревянный квадратно , т. е. торговые ряды лавок ; насупротив того, через улицу, где теперь гимназия, следовали другие ряды лавок, хлебных, и открытая площадь, или рынок».

Первоначально Спасонагородский храм был деревянным — таким он значится в Переписной книге 1646 года. Ныне существующий каменный с северным приделом, «что под башнею» (имеется в виду его шатровое завершение), построен по благословению митрополита Ростовского Ионы на средства ярославского купца Игнатия Кислова в 1672 году. Через двадцать два года, в 1694, на средства другого местного купца, Ивана Кемского, в церкви Спаса на Городу был устроен еще один, теплый, придел.

До настоящего времени существует некоторая неясность в посвящении главного и придельных престолов, которую помогает устранить содержание стенописей, выполненных в 1693 году ярославской артелью мастеров под руководством Лаврентия Севастьянова и Федора Федорова.

Основную тематику настенной живописи четверика «составляет подробный рассказ об обретении Креста Господня царем Константином и матерью его Еленой». С древних времен в Константинополе происходило Изнесение Животворящего Креста Господня для освящения городских мест и отвращения болезней, это событие отмечается в церковном календаре 1/14 августа. На Руси с XII века в этот же день установлено празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Становится понятным, почему в документальных источниках и краеведческой литературе главный престол каменного храма именовался и как Спаса Всемилостивого (вплоть до начала XIX века), и в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (с 1818 года). Но в повседневной жизни с давних времен до наших дней и приход, и саму церковь продолжают называть Спасскими.

В Ярославском государственном историко — архитектурном музее — заповеднике в бывшем Спасо — Преображенском монастыре с 23 января 2019 года в экспозиции музея находятся ЦАРСКИЕ ВРАТА XVII века, находившиеся (предположительно, согласно сохранившимся фотографиям) в храме Спаса на Городу

Северный придел первоначально, без сомнения, был Никольским, и поэтому в его росписи преобладают сюжеты из жизни и деяний Мирликийского чудотворца. По завершении в 1694 году строительства южного придела (его часто называли теплым храмом), туда был перенесен престол во имя Святителя Николая, а северный придел переосвятили во имя архидиакона Стефана. Дата росписи зимнего храма неизвестна, но прои­зошло это, судя по стилистике сохранившихся фрагментов, в первых десятилетиях XVIII столетия. В 1831 году южный придел был частично переделан, а к западному фасаду при­строена новая паперть. В 1858 стенописи Спасонагородской церкви поновлялись, а в теплом Никольском приделе почти полностью, за исключением некоторых изображений, выпол­нены вновь масляными красками (поздняя запись была снята в ходе реставрации начала XXI века).

В 1918 году Спасонагородский храм значительно пострадал от обстрела: были разрушены портал, южный придел и шатер северного, пробиты во многих местах стены памятника; в 1925-1926 годах на средства цер­ковной общины ярославские реставраторы провели масштабные работы по вычинке шатра северного при­дела и восстановлению глав и кирпичной кладки после артиллерийского обстрела . Тем не менее последствия июльских событий 1918 года проявились в ходе работ на памятнике в 1972: реставратором М. Ф. Флегонтовым в кладке колокольни был обнаружен неразорвавшийся трехдюймовый снаряд.

Церковь Спаса на Городу была закрыта в 1929. В 2003 — храм передали в ведение Русской Православной Церкви, в этом же году накануне престольного праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл совершил в летней церкви первую литургию. Владыка тогда благословил посвятить возобновляемый южный придел преподобному Серафиму Саровскому. В день преставления и второго обретения мощей святого, 2/15 января 2004 года, здесь прошла первая торжественная литургия с крестным ходом. В честь этого события владыка Кирилл на время отдал прихожанам церкви свою икону преподобного, а вскоре храм обрел и собственную икону Саровского чудотворца с частицей его мощей — в преддверии 250-летия со дня рождения преподобного Серафима ее подарила московская учительница.

Еще до этого в церковь Спаса на Городу торжественным крестным ходом из Федоровского кафедрального собора был перенесен старинный список с иконы Ярославской Богоматери, найденный под Ростовом и восстановленный мурманским реставратором Сергеем. Необычна история Обретения этой иконы. Мастер подарил его своей крестной матери. Она вложила обновленную святыню в Леушинское подворье в Санкт-Петербурге, настоятель которого протоиерей Геннадий Беловолов привез ее на Леушинское стояние. Архиепископ Кирилл увидел образ в Вауловском скиту и обратился с просьбой о его возвращении. На Покров в 2003 году икона была привезена в Ярославль и передана Ярославской епархии.

По решению владыки икона находилась в Спасонагородском храме до завершения строительства кафед­рального Успенского собора, где определено ее пребывание, как в свое время и первообраза. Икона Ярославской Богома­тери в специальном киоте стояла слева перед иконостасом в южном приделе храма (именно в нем совершаются богослу­жения, поскольку четверик с северным приделом нуждаются в проведении капитальных реставрационных работ). Каждое воскресенье в церкви «при большом стечении народа перед образом Небесной Защитницы земли Ярославской служились водосвятные молебны, возносились молитвы о здравии и долгоденствии всех православных христиан».

Ежегодно 8/21 июня, в день празднования иконы Ярославской Богоматери, проводился крестный ход из Спасонагородского храма по центральной части города к строящемуся тогда Успенскому собору, Афанасьевскому мона­стырю и церкви Ильи Пророка.

Почитается как одна из священных реликвий прихода и стенописный образ Спаса Вседержителя, снятый рес­тавраторами со стены над входом в южный придел, — он поставлен в киоте справа перед иконостасом. (Киоты и аналой изготовлены резчиками ярославской мастерской Благовест».)

В 2006 году мастера иконописной мастерской при Покровском храме в Ростове во главе с иереем Димитрием Филипповичем Пивоварчуком завершили изготовление тяблового иконостаса, и 1 октября южный придел Спасонагородской церкви был освящен владыкой Кириллом во имя преподобного Серафима Саровского.

На пожертвования прихожан и благотворителей для храма Спаса на Городу написан большой образ Всех Святых, а устроенный в нем мощевик с частицами Древа Креста Господня и мощей 131 святого стал вкладом настоятеля иеромонаха Сергия (Барабанова).

В 2008 году в церковь была передана икона великомуче­ника Пантелеймона, в которую вставлен мощевик с частицей его главы. Образ украшен ризой, вышитой настоятелем, а ранее прихожанки вместе с о. Сергием устроили ризу для иконы Богоматери Скоропослушницы.

В современном периоде истории храма на колокольне появились новые девять колоколов, которые развешивались постепенно, начиная с 2004 года.Первый колокол весом 220 кг был отлит на средства, пожертвованные мэром Ярославля Виктором Владимировичем Волончунасом. Остальные колокола были отлиты в течение последующих лет при настоятеле иеромонахе Сергие на пожертвования благочестивых прихожан. Самый тяжелый колокол храма весом 100 пудов (1600 кг) был отлит в 2008 году. Второй по тяжести весит 820 кг.

ЧАСОВНЯ С ОБРАЗОМ СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО Неподалеку от Спасонагородского храма стоит здание, где сейчас размещается Ярославский гарнизонный госпи­таль. С ним связана история чудотворного образа Спаса Нерукотворного, который считался, по словам И. А. Тихо­мирова, «чуть ли не первой святыней в городе».

На месте этого здания издавна стояла богадельня, горо­жане ее называли Красной, поскольку она была не оштукату­рена. Богадельня разделялась на две половины — мужскую и женскую; на наружной стене мужской половины был написан образ Нерукотворного Спаса, а на женской — помещалось изображение Богоматери Всех скорбящих Радость. К этим стенописным образам ярославцы относились с особым благоговением. Необходимо заметить, что в Ярославле было несколько чудотворных икон, написанных на наружных и внутренних стенах храмов, городовых башен, других зданий; их почитание — одна из характерных особенностей культа местных святынь.

По «высочайше конфирмованному плану 1778 года» городской рынок Ярославля от Спасского храма перевели на площадь между Спасским монастырем и церковью Рождества Богородицы, торговые лавки со службами сломали — на месте Красной богадельни предполагалось построить губернаторский дом. При разборке здания, по преданию, «один из работников осмелился ударить железом в ланиту Спасителя. Господь не потерпел такой дерзости: из язвы лика Его тотчас потекла кровь, и презритель свя­тыни на самом месте преступления наказан был внезапною смертию». На лике Спаса остался знак нанесенной раны. По другой версии, почитаемый образ хотели высечь из стены и перенести в Спасскую церковь, но «он не пошел и дерзких замыслителей наказал внезапной смертью. Это был первый гласный опыт чудодейственной силы святой иконы». Так или иначе, но стену с чудотворным образом не посмели тронуть, и она вошла в состав нового здания, где разместились губернская Гимназия и Благородный пансион.

Так гласила народная молва, но известие о богадельне имеется и в документальных источниках. В «Ведомости казенных строений», приложенной к рапорту ярославско­го коменданта бригадира В. Кудрявцева в Наместническое правление от 24 июля 1781 года, значится: в каменном здании, где размещается Гимназия для обучения дворян­ских детей наукам, прежде была так «называемая Красная богадельня».

Образ Спаса Нерукотворного оказался в арке во­рот, при въезде во двор гимназии. В 1830-х годах для предохранения святыни от сырости к ней был устроен «благолепный» киот, где «теплилось неугасимое масло и усердствующие возжигали свечи». При последующей перестройке гимназии и пансиона ворота перенесли в другое место, а в арке в 1844 году «на сумму доброхот­ных дателей» сооружена «скромная маленькая» часовня. В 1874 — гимназию закрыли, и через четыре года староста церкви Спаса на Городу, ярославский купец А. Ф. Свойкин, «желая сделать новую пристройку для входа в каменную часовню Нерукотворного Спаса Спасонагородской церкви вместо таковой же, пришедшей в расстройство», обратился в Ярославское строительное отделение с прошением утвер­дить на нее план. Разрешение на проведение работ дал Губернский инженер А.М. Достоевский, брат знаменитого писателя. В 1890-х годах часовню полностью перестроили по проекту архитектора Н.И. Поздеева. С 1886 года в здании гимназии разместились казармы , получившие по церкви название Спасских, после чего и часовня именовалась у Спасских казарм».

В 1841 году ярославец Доброхотов, изложив историю : богадельни в «Ярославских епархиальных ведомостях», подчеркнул сохранившееся с давних пор поклонение горожан чудотворному лику: «с утра до вечера вы увидите перед ним молящихся; и теперь добрая старушка, отпуская сына или внука в город, строго наказывает зайти помолиться к Спасителю; каждый близ торгующий купец заходит поутру помолиться образу, прежде нежели отопрет свою лавку;

Никто не пройдет мимо Гимназии без того, чтоб не зайти и не помолиться образу».

Часовня была разобрана в 1928 году. Перед сносом ярославскими реставраторами проводилась работа по сня­тию образа Спаса со стены. Приведем отчет того времени, хранившийся в архиве: «В начале года (1928) вопрос о сломке часовни решен положительно и отделению было предложено принять меры к фиксации фрески. Работа по съемке оказалась не из легких из-за разрыхленности и сырости штукатурки без волокна и из-за холода в помещении.

Тем не менее был снят образ Спаса, глава ангела с откоса ниши и две главы святых, всего 0,79 м2, работа произведена за счет общины Спасонагородской церкви».

Святыни Храма

Среди Святынь храма Спаса на Городу особо почитается фресковый образ Спаса Всемилостивого. По преданию, этот образ ранее находился на Подзеленской башне городского Кремля. После разрушения стен при императрице Екатерине II, образ вместе с кирпичной кладкой был перенесен в южный предел. После возобновления богослужений в 2004 году он был снят при настоятеле храма иеромонахе Сергие ярославскими реставраторами, и после реставрации помещен в напольном киоте за правым клиросом.

Другой важной Святыней Храма является Большой мощевик с частицами 131 Святого Угодника Божия и частицей Животворящего Древа Креста Господня, заключенный в серебряный Крест-мощевик.

Также в храме особо почитается икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец» (Семистрельная). В клеймах этой иконы находятся изображения многочисленных святых (в том числе Святой Равноапостольной Марии Магдалины и Блаженной Матроны Московской с частицами мощей этих Святых Угодников Божиих).

В храме находится список с иконы Симона Ушакова «Святая Новозаветная Троица». В нижнем поле этой иконы находится желудь от Мамврийского дуба, привезенный паломниками в 19 веке, когда Маврийский дуб был живым.

Особо почитается в храме икона Преподобного Серафима Саровского с частицей его Святых мощей. Икона была подарена в ноябре 2004 года в самом начале возобновления приходской жизни одной московской учительницей.

В алтаре храма в особом Ковчеге находится частица мощей Преподобного Серафима Саровского, переданная по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 2003 году из Дивеевской обители Нижегородской Епархии.

В храме находится уникальный и единственный в Ярославле подобный образ «Всех Святых», написанный к тысячелетию г. Ярославля и освященный в 2010 году. На иконе изображены 998 Святых Угодников Божиих и 101 изображение Пресвятой Богородицы. В среднике иконы помещен Образ Пресвятой Богородицы «Всецарица» (Пантанасса), особо почитаемый в последнее время в связи с ростом онкологических заболеваний.

Выделяются среди икон храма две большие иконы с ризами, вышитыми бисером прихожанами во главе с настоятелем. Это икона Пресвятой Богородицы «Скоропослушницы» и икона Святого Великомученика и целителя Пантелеимона. В той иконе в нижнем правом углу находится мощевик с частицей его Святой Главы, привезенной со Святой Афонской горы ныне почившим архимандритом Авелем Македоновыми и переданной настоятелю.